БИЗНЕС НА КРОВИ
Ни для кого не секрет, что «бесплатные» лекарства для льготников закупаются государством по необоснованно завышенным ценам. Не смущает дельцов даже то обстоятельство, что чем выше закупочная цена лекарств, тем меньшее количество больных, порой крайне тяжелых, ими обеспечат.
Больные чиновников мало волнуют
Не так давно Межрегиональная общественная организация «Сообщество людей, живущих с ВИЧ» обратилась в ФАС, Счетную палату и Генпрокуратуру с просьбой проверить региональные аукционы по закупке лекарств для ВИЧ-инфицированных.
До 2013 года закупки для этой категории больных осуществлялись централизованно, но в прошлом году их отдали в регионы. По словам председателя координационного совета «Сообщества» Владимира Маяновского, цены на лекарства во многих регионах в результате оказались на 30% выше рыночных. Пока еще везет больным рассеянным склерозом - их «передают в регионы» с 2014 года.
Передача происходит в соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». С этого года регионы самостоятельно начинают закупать лекарства для «высокозатратных больных», то есть для больных со злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, перенесших трансплантацию органов или тканей.
Причем на закупки регионам будут выделены деньги из федерального бюджета. Всероссийский союз пациентов еще до проведения первых торгов обращался к президенту Путину с просьбой отменить данный закон: если дорогостоящие лекарства будут закупаться не в централизованном порядке на нескольких десятках аукционов, а на тысячах региональных, неотвратимо усилится и коррупция, которая приведет к повышению цен. В итоге потребуется либо дополнительное бюджетное финансирование (а на него денег нет), либо сокращение назначаемых пациентам дозировок жизненно важных лекарственных средств, что уже и происходит в области лечения ВИЧ-инфицированных.
Есть и третья опасность. По словам Владимира Маяновского, в регионах начали закупать препараты похуже и подешевле, при этом все равно по ценам выше рыночных. А что от этих лекарств пациенты мрут как мухи, это чиновников мало волнует. Такой вот «бизнес на крови».
Цена вопроса - 51 млрд рублей. Именно столько в этом году выделено регионам из федерального бюджета в рамках программы «7 нозологий». На эти деньги регионы обязаны обеспечить лекарствами 115 287 человек. Какого качества лекарства получат в итоге пациенты - вопрос не праздный.
«Сообщество людей, живущих с ВИЧ» отмечает, что в 2013 году закупочные цены на препараты не только повысились по сравнению с централизованными закупками 2012 года, но и в разы отличаются между регионами.
Деревня переходит на наркотики
Отличился, например, минздрав Карачаево-Черкесии. Там умудрились приобрести комбинированный препарат Абакавир+Ламивудин (Кивекса) за 15 тыс. 42 рубля, тогда как департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области тот же самый препарат закупил в три раза дешевле. Другой рекордсмен - Забайкальский край. Здесь препарат Зидовудин+Ламивудин (Вирокомб) прикупили по цене в шесть раз выше рыночной. Подобные факты, по мнению представителей «Сообщества», свидетельствуют о банальном воровстве бюджетных средств.
Тем временем ситуация с распространенностью ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С в Российской Федерации становится все критичнее. Количество больных неуклонно растет, а объем выделяемых из бюджета средств сокращается. Так, в 2012 году на препараты для лечения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С федеральный бюджет потратил около 18,2 млрд рублей. А в 2013 году государство выделило на эти цели всего 14,06 млрд.
Официально заражены ВИЧ в России более 720 тыс. человек. Из них лечатся (за свой счет либо бесплатно) всего 200 тысяч. Ежедневно в РФ выявляют по 200 новых ВИЧ-инфицированных.
«Россия вышла в лидеры по темпам распространения ВИЧ-инфекции среди стран Восточной Европы, - говорит Владимир Маяновский. - Одновременно растет и смертность: в 2012 году от ВИЧ умерли 20 тысяч, а в 2013-м - уже 50 тысяч».
По статистике, 50% впервые выявленных ВИЧ-инфицированных в Москве составляют приезжие из других регионов и стран СНГ. Несмотря на это, Москва по этому показателю пока принадлежит к числу благополучных регионов: в столице проживают 40 тысяч ВИЧ-инфицированных. Это немного. «В городе Торске, например, с населением 250 тыс. выявлено 10 тысяч ВИЧ-инфицированных, - сообщает Владимир Маяновский. - Есть поселения, где ВИЧ-инфицированный имеется в каждой семье. Всего несколько лет назад главной бедой деревни был алкоголь, теперь деревня переходит на наркотики. Там культуры еще меньше, чем в городах. Если уж начали колоться, то все сразу заразились».
Миграция только усугубляет положение. «Чтобы получить патент или разрешение на работу, по требованию ФМС мигрант должен пройти обследование на отсутствие у него ВИЧ, - говорит член координационного совета «Сообщества» Алексей Бурлак. - Если у мигранта обнаружили инфекцию, разрешения на работу ему не дают, он разворачивается и уходит. Куда уходит - никто не знает».
Аделаида Сигида
|