ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЕРИТЬ, ЧТО БУДЕТ НА ЧТО ЛЕЧИТЬСЯ
Кризис в здравоохранении – опасный социальный раздражитель. Неизвестно, к чему он может привести. Непродуманные эксперименты в этой области рискованны. Иначе, как кризисом, нельзя назвать перевод финансирования высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в компетенцию регионов и обязательного медицинского страхования.
К мнению рабочей группы не прислушались
ВМП на нормальном языке – это лечение сложных заболеваний с помощью высоких современных технологий. Дорогих, само собой. Сотни тысяч больных нуждаются в такой помощи. Объемы ее за последние годы выросли почти в четыре раза: в 2006 году ВМП получили 128 тыс. человек, в 2013 – более 506 тыс. Финансировалась она из федерального бюджета по определенным квотам для регионов. С 1 января 2015 года будет полностью финансироваться из фондов обязательного медицинского страхования. Собственно, уже с начала нынешнего года 459 из 1466 видов ВМП должны финансироваться системой ОМС.
Сомнения в целесообразности такого шага возникали у многих экспертов с самого начала. В конце прошлого лета Владимир Путин провел заседание Госсовета, посвященное повышению доступности и качества медицинской помощи. Выступавший с основным докладом руководитель рабочей группы Госсовета губернатор Астраханской области Александр Жилкин особо остановился на вопросе о высокотехнологичной помощи. Он подчеркнул, что ВМП позволила Астраханской области достигнуть по некоторым показателям уровня европейских стран, решить проблему кардиологических заболеваний у детей.
Сохранить такой уровень при сокращении финансирования будет чрезвычайно сложно. Александр Жилкин выразил общее мнение рабочей группы: это снизит доступность и качество медицинской помощи. Как бы ни было трудно, необходимо продолжать полностью финансировать ВМП из федерального бюджета.
К мнению рабочей группы Госсовета не прислушались. ВМП с 1 января 2014 года была передана в ведение регионов. Прошло два месяца нового порядка финансирования. Интересно было узнать, как обстоит дело сейчас.
«Мне непонятно решение, которое приняло Министерство здравоохранения РФ – сокращение высокотехнологичной помощи и перекладывание ее на плечи страховой медицины и регионов, – отметил Александр Жилкин. – Я знал позицию Минздрава, когда прошлым летом в качестве председателя рабочей группы делал доклад по этому поводу на президиуме Госсовета, и предупреждал, что они занимают ошибочную позицию. Это был самый эффективный реализованный проект – ВМП фактически оказалась приближена к конкретному пациенту. Больному не надо было ехать в Москву за лечением, тратить огромные деньги, он мог получить его на месте. У нас, в частности, – в Астраханском федеральном кардиоцентре, вошедшем в тройку лучших кардиологических центров страны».
Минздрав недостаточно энергичен
Теперь финансирование из госбюджета Астраханского кардиоцентра, как и всех федеральных лечебных учреждений, сокращено. Ощутимы и другие аспекты нового порядка финансирования. Пока губернатор находит способы компенсировать выпадающие средства, сброшенные со своих плеч Минздравом, за счет регионального бюджета, хотя это и очень трудно. «Не допущу ухудшения ситуации в здравоохранении», – заявляет он. И добавляет, что многие регионы не смогут справиться с этой проблемой. А населению надо будет объяснять, почему лечение стало недоступно.
Решение об изменении порядка финансирования ВМП, как известно, принимал не Минздрав РФ. Жилкин считает, что вина в этом все-таки Минздрава: действия его были недостаточно энергичны, ведомство не сумело убедить правительство, Министерство финансов выделить необходимые средства. Решение о финансировании ВМП должно быть пересмотрено.
В последних числах февраля появились два документа, которые дают надежду на то, что так и произойдет. Совет Федерации направил парламентский запрос министру здравоохранения Веронике Скворцовой с просьбой не допустить дефицита финансирования ВМП, опасность которого усматривается в переходе этого вида медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования.
В те же самые дни появилось заявление министра финансов России Антона Силуанова о том, что правительство не будет сокращать финансирование государственных программ по здравоохранению, образованию и транспорту. Основная работа по уточнению госпрограмм должна завершиться в марте.
Хотелось бы верить, что так оно и будет. Тем более что Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил правительству и губернаторам РФ обеспечить увеличение за три года объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению в полтора раза по сравнению с 2013 годом.
Ада Горбачева
|