Игорь ЛОТИЕВ: «ЧТОБЫ СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ, НУЖНО ПОМНИТЬ ПРОШЛОЕ»
В Московском доме национальностей недавно прошла выставка и презентация акварели Игоря Лотиева, под названием «Осетины в Собственном Его Императорского Величества Конвое». Посвящена она была 400-летию Дома Романовых. Это историческая портретная серия осетинских офицеров, которой художник посвятил более 20 лет. Игорь Лотиев - член союза художников города Москвы, участник большого количества выставок, проходивших как в России, так и за рубежом.
- Игорь, расскажите, как вы пришли к этой теме, что было в ней такого, что заставило вас заниматься ею долгие годы?
- Когда мой отец рассказывал о том, что мои предки до революции служили в конвое, и среди них были легендарные офицеры, я воспринимал это все, как байки и легенды. Прошло время, я стал увлекаться этой темой. Началось с того, что захотел узнать больше о своих родственниках. Мой отец привез меня в станицу и стал знакомить со своими двоюродными братьями, сестрами. Наша старинная осетинская фамилия, дала много ветвей.
Я начал собирать материал, читать, вникать. Оказалось, что эти станицы, из которых происходят большинство «конвойцев», Новоосетинская, Черноярская, Котляревская, Елисеевская и другие имели огромное значение не только для Осетии, но и для всей России. В этих станицах практически в каждом доме жил военнослужащий.
Чтобы попасть на службу в СЕЙВ конвой, считавшийся, как теперь бы сказали «суперэлитным», требовались особые данные, нужно было соответствовать определенным физическим параметрам, да и психологическая подготовка требовалась особая, воин должен был быть готовым в любой момент отдать жизнь за царя и любого члена монаршей семьи. Так что, отбор проводился очень строго.
Присягнув императору, «конвойцы», так именовались в быту служащие в охране государя, оставались, ему верны до конца. В конвое в разное время служили и мои родственники.
Вообще казаки в начале 20 века были страшной силой. Не мудрено, что Троцкий хотел уничтожить казачество.
Казаков – осетин преданно служивших царю, расстреливали целыми семьями, ссылали в Сибирь, и лишь кто-то чудом спасся, оказавшись в эмиграции. Были обыски, забирали все памятные вещи, награды... Ничего не разрешалось брать с собой в ссылку. Жены, матери прятали фотографии своих родственников, и с ними отправлялись в чужие края. Благодаря их героизму, удалось спасти какие-то архивы.
И только так, сохранилась какая-то память о предках, потому что когда я начал работать над портретами, найти фотографии практически исчезнувшего рода было очень трудно.
- Более шестидесяти портретов написаны вами по старым фотографиям. Поражает красота, мужественность и какая-то особая одухотворенность лиц. А ведь это простые телохранители, современным языком говоря, «бодигарды». У нынешних «коллег» не то, что духа, интеллекта часто не наблюдается. В чем различие?
- Наверное, в высоком предназначении того, кого они охраняли. Государь помазанник Божий и охранять его высокая доля…
Прежде чем приступить к работе, для меня было важно найти послужной список офицеров – это было обязательное условие. Узнать как можно больше о них из достоверных источников. Не скрою, что поначалу был удивлен, узнав, что многие из них были высокообразованными людьми. Они знали иностранные языки, французский, немецкий, английский, много читали, некоторые даже писали стихи. Они были очень интересными людьми для своего времени, некоторые вели дневники… Эти чудом сохранившиеся записи, очень помогли в работе.
У меня был предок по фамилии Лотиев Константин Степанович. Я случайно нашел газету за 1913 год, в которой писалось, что в 1906 году Константин Лотиев получил ранение в бою. Лежал в госпитале и за доблесть и отвагу был награжден золотой георгиевской шашкой. Тогда ему было всего 26 лет, он был образованным офицером, говорил на осетинском, русском, французском языках.
Потом из госпиталя он отправился на фронт и во время русско-японской войны пропал без вести. Мне удалось найти его фотографию и если вы посмотрите на меня и на это фото – практически одно лицо. Нашел я еще одного родственника Лотиева Константина Семеновича.
Он был полковником царской армии, во время репрессий успел эмигрировать во Францию. Там он жил все оставшиеся годы. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Собирая материал, я много ходил по домам в станицах. Сразу скажу, что встретился с определенными трудностями. Когда заходил разговор, все очень настороженно относились к вопросам. Каждого приходилось убеждать, уговаривать, прежде чем он даст фотографию или данные.
Спасибо моим родственникам, которые за меня ручались, иначе ничего не получилось, люди очень недоверчиво восприняли человека, задающего странные вопросы, за которые раньше расстреливали.
И в селе пошли слухи, колесо завертелось, некоторые начали сами приносить фотографии. Кто-то приносил вещи, и даже оружие. Принесли старинную винтовку - все это пряталось, сохранялось. Это экспонаты, которым нет цены.
И наконец, состоялась первая выставка во Владикавказе, а потом в Сочи. Сегодня в Москве. Сейчас я представил 60 портретов.
Не удивительно, что после того как проходили выставки и на них побывало большое количество народа, у этих героев нашлись потомки, причем в разных странах.
Ведь я не просто пишу портреты, я стараюсь полностью воссоздать историческую личность. На каждого человека собран материал, различные сведения о нем - так получается исторический документ, который родственники будут хранить годами и передавать своим потомкам.
Как я рассуждал, если этого не сделаю, то этого не сделает никто.
- Времена, когда «конвойцы» охраняли царя, были не спокойными, полными политических противоречий. Конвойцы – осетины, занимались только охраной царя или еще участвовали в каких-то политических движениях?
Никогда «конвойцы» не занимались политикой, и уж точно не плели политических интриг. У них была четкая задача – охранять царя.
Когда я начал поднимать материалы, то к своему ужасу понял, что до сегодняшнего дня конвой - оболганный. Считается, что они предали государя. Люди, которые так говорят, просто понятия не имеют, о чем говорят.
«Конвойцы» никогда не вмешивались в политические дрязги, они присягали императору и оставались верны ему до конца. У них была своя миссия – охранять государя, даже если это стоило жизни.
Служба была очень тяжелая, император много перемещался. Во время покушения на Александра Второго, с ним был конвоец осетин Сагеев Никифор, помимо него еще несколько казаков. Но все было настолько неожиданно, бомбисты тщательно готовили покушение и четко попали в карету. Казаки схватили террористов, но от взрыва конвоец Сагеев погиб. Император был смертельно ранен.
Во время революции осетины – охранники были с императором Николаем до конца, он распустил их всех приказом. Они видели, что царь слабый, видели, что творится в стране, но их миссия, повторюсь, была охранять монарха. Получив приказ на руки о роспуске, конвойцы были вынуждены подчиниться.
Они были очень преданными воинами, многие не хотели оставлять государя. Вообще, людей с таким чувством долга, такой верности в наше время, мне кажется, не найти…
У осетин преданность впитывается с молоком матери, это качество переходило из поколения в поколение, из семьи в семью. В этом осетины были пластичны, их не оскорбляло то, что нужно быть преданными и верными.
Это правильная черта в народе, но, к сожалению, верность сегодня качество не модное. Побеждают умеющие приспосабливаться. Как говорят некоторые политики: «Вовремя предать - это не предать, а предвидеть».
С осетинским народом, не умение предавать и приспособляться - сыграло злую шутку.
- Это действительно особенное качество. Вы, наверное, испытываете невероятную гордость за свой народ?
Можете мои слова расценить как угодно, но раньше считалось, что осетин – это синоним верности.
Этой чертой – верность, осетинский народ всегда гордится, но сегодня осетинское общество претерпело большие изменения. Например, появились такие черты, как необязательность, неумение держать слово. К своему сожалению, я вижу много негатива среди своих соотечественников.
Иногда думаю, что я могу сделать, чтобы вернуть эти ценные понятия своему народу? То, что я сделал это всего лишь маленькая частица, того чтобы мой народ ценил своих предков. У нас богатая история, есть чем и кем гордится. Но мы свою историю забыли, обесценили.
Осетинский народ, дал большое количество военнослужащих. Пусть это прозвучит не скромно, но среди кавказских народов, за годы Великой Отечественной войны, осетины получили за боевые заслуги звание героев Советского Союза в процентном отношении больше всех.
Мы - аланы боевой народ, умеем воевать. Если принесли присягу – защищаем, свято веря тому, чему присягнули. Хотелось, чтобы так оставалось всегда.
Анжела Якубовская
|