ЮНЫХ ГОСТЕЙ «КНИЖНОГО ДОМА» ЖДУТ ОЖИВШИЕ СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ
18 марта в Москве открылся Первый Фестиваль литературы для детей «Смотри-читай». Одновременно с этим «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной поменяли место работы. Теперь они не реклама «Мосфильма», а символы детского чтения. Потому что павильон, который они венчают, аж до четвертого этажа, украшен лучшим, что есть в детской литературе. И особенно — иллюстрациями, графикой, карикатурами. Так что выставку легко спутать с художественной.
Картинки появились только в 19-м веке
— Впервые художники и писатели объединились на одной площадке, — объяснила сотрудник ЦВЗ «Манеж» Владислава Чубарь, — и это правильно, ведь картинки в книге для детей не менее важны, чем тексты.
Страшно даже вспомнить, что про обязательность ярких картинок в детской книге додумались относительно недавно.
— Впервые детская иллюстрированная книжка вышла в середине девятнадцатого века, — делится информацией заглянувшая на фестиваль доцент Литературного института и большой специалист по книгам для маленьких Екатерина Дьячкова. — До этого времени картинок в детских книгах не было вообще.
Зато теперь есть, и еще какие! Не пройдешь мимо работ карикатуриста «Крокодила» Евгения Щеглова или иллюстраций к произведениям Маяковского. (Как известно, «дядя Маяковский» придумывал не только «в разных книжечках слова», но и делал «рисуночков наброски».) — Ах, мой милый Яльмар, это вы! — радуется человек в странном клоунском наряде, распахивая надо мной пестрый зонтик.
Здесь нужно быть готовым встретить загадочного ОлеЛукойе, предлагающего полетать Питера Пэна и запутавшуюся в чулках Пеппи.
— Дети обожают пугаться, — авторитетно заявляет автор детских страшилок Елена Усачева и уверенно ведет десятилетнего сына Глеба в комнату черной руки — самое страшное место павильона. Пространство, в котором темно, хоть глаз выколи, напичкано летающими в опасной близости от посетителя черными руками.
— Черная рука нестрашная, — бурчит на писательницу Усачеву художник Владимир Буркин. — Она собирает поломанные детские игрушки и чинит их. А истории про свою страшность распространяет сама! Художник Буркин обосновался высоко. Третий этаж полностью отдан его работам в модном жанре инсталляции и знаменитым рисункам.
Причем прилагательное здесь неслучайное — вспомните злободневные иллюстраций к «Вредным советам» Григория Остера.
— Мечта падающего с крыши кровельщика: только бы это длилось подольше и не кончалось, — одобрил происходящее с книгами писатель Михаил Веллер.
А все и продлится долго. И не кончится до 17 апреля.
Евгения Коробкова
|