СВОЙ ТАЛАНТ ОНА ЗАСЛУЖИЛА, ВЫСТРАДАЛА
20 марта в Дарвиновском музее открылась выставка работ одаренной 11-летней художницы. Имя Лизы Радченко внесено в Книгу рекордов России и энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». У юной художницы более 20 наград за побе ды во всероссийских и международных конкурсах.
У девочки необыкновенная фантазия
Вопросами, откуда берется талант и почему он так неравномерно распределен между жителями Земли, задавались многие философы. А вот Лиза Радченко нашла на него ответ уже давно.
— Талант я получила за болезнь, — говорит она, нисколько не смущаясь.
Для Лизы талант — компенсационное качество, которое она заслужила, выстрадала, пока три года была прикована к кровати. В 4,5 года у девочки обнаружили редкую болезнь Петресса — размягчение бедренной кости.
— От кого получила, Лиза? — спрашиваю я.
— От Бога, — уверенно отвечает она и приглашает нас на персональную экскурсию по выставке, на которую Лиза приехала из Сочи в сопровождении всей своей семьи.
Графика на стендах соседствует с живописью, а иконопись — с абстракцией.
— Она у нас с фломастером в руке родилась, — смеется бабушка художницы Галина Михайловна. — Одну работу закончит, тут же принимается за другую.
Поначалу никто не обращал особого внимания на увлечение девочки, пока знакомый художник не обнаружил в ее рисунках задатки чего-то большего, чем просто стремление убить время.
Глядя на работы Лизы, сразу вспоминаю творчество другой юной художницы Нади Рушевой, первая выставка работ которой состоялась в 1964-м, когда девочке было 12 лет.
Между Лизой и Надей можно обнаружить немало сходства. Обе начали рисовать с пяти лет, первыми героями их художественных работ стали сказочные персонажи. Надя Рушева умерла очень рано — ей было всего лишь 17. И, вероятно, для того чтобы исправить эту ошибку, даже несправедливость, в мир была отправлена Лиза Радченко.
— Я во-о-о-дяной, я водяной! Никто не во-о-одится со мной! — сосредоточенная Лиза, напевая, отбирает работы для выставки, не обращая на нас никакого внимания.
— Нам предлагали сделать операцию, — рассказывает мама Светлана Геннадиевна. — Но врач сказал, что болезнь пройдет сама, без хирургического вмешательства.
У Лизы так и случилось. Сейчас девочка ходит в школу, общается с друзьями. Выходит, что не только талант — компенсационное качество, но и жизнь в некоторых случаях — тоже. Я подхожу к стене, на которой висит черно-белый портрет Дарвина.
— Кто-нибудь в школе рисует лучше тебя?
— Нет, наверное, — Лиза задорно хлопает ресницами. — Одноклассники постоянно просят меня что-то нарисовать за них.
— А не боишься, что тот, кто одарил тебя, заберет свой дар обратно? Кокетливость Лизы испаряется, улыбка исчезает:
— Я не хотела бы этого, — тихо проговорила она. — Как думаете, если я пообещаю Богу, что и дальше буду упорно трудиться, он сможет оставить мне немного таланта в долг?
Никас Сафронов, художник:
— Многие всю жизнь учатся, чтобы стать Матиссом или Пикассо. А юная сочинская художница Лиза Радченко начала с этого.
Эта девочка — полностью сформировавшийся художник. У нее такие задатки от природы, что уже в девять лет она интуитивно чувствовала цвет, форму, композицию. Она сейчас вполне может иллюстрировать детские книги. Ей только надо давать задание, и она сможет его выполнить.
Кроме того, у девочки необыкновенная фантазия, которую можно сравнить с воображением писателя Жюль Верна. Он никогда не выезжал за пределы Франции, но, если вспомните, успешно «путешествовал» по свету вместе с читателями в своих произведениях.
Увидеть работы Лизы Радченко можно будет до 18 мая 2014 года.
Виктория Филатова
|