ДЕВЯТЬ ЛЕТ ВЫХАЖИВАЕТ ЕГО
В 2005 году Николай Караченцов попал в автомобильную аварию и до сегодняшнего дня полностью не оправился от черепно-мозговой травмы. Но благодаря своей супруге Людмиле Поргиной смог восстановиться настолько, насколько это вообще возможно после такой катастрофы. Последние девять лет она сама себе не принадлежит: и сиделка, и нянька, и психолог, и отдушина – все ради него.
Стена жизни
Людмила Андреевна приглашает пройти в кабинет Николая Петровича, где собраны его лучшие портреты, фотографии, многочисленные награды.
– Когда Коля после долгого пребывания в больнице впервые переступил порог нашей квартиры, на нервной почве его буквально затрясло, – вспоминает она. – Лечащий врач знал, что после серьезнейшей черепно-мозговой травмы у него от избытка эмоций может быть такой приступ, поэтому отправил с нами двух медбратьев. Они вкололи Коле успокоительное, и он уснул.
А уже утром я ему стала говорить: «Ты живой! Это твой дом!» Чтобы муж быстрее восстановил в памяти все события своей жизни, в его кабинете я выделила целую стену, где повесила портреты, которые подарил Коле Никас Сафронов, фотографии разных лет – со съемок фильмов, из театральных постановок, с друзьями и коллегами. Я специально нашла снимки, где Коля сфотографирован маленьким мальчиком, фотографии его и моих родителей, с нашей свадьбы, с нашими детьми и внуками. Я объяснила Коле: «Это – твой жизненный путь». И он каждый день садился в кресло напротив стены и подолгу разглядывал все это.
У противоположной стены в шкафу-серванте собраны многочисленные награды Николая Петровича. Есть тут орден преподобного Сергия Радонежского, премия имени Владимира Высоцкого, премия имени Андрея Миронова «Актер на все времена», которую Караченцову вручили два года назад. Людмилу Андреевну также не обошли вниманием – патриарх Кирилл вручил ей орден Святой Ефросиньи, жены Дмитрия Донского, которая вынесла мужа с поля битвы и девять лет выхаживала его.
– Конечно, смотреть на все это приятно, – говорит Поргина. – Но ведь смысл жизни в том, чтобы делать что-то хорошее и не обязательно получать за это награды. Нам многие люди говорят о том, что они, испытав проблемы со здоровьем, выкарабкивались, только памятуя о том, что есть актер Караченцов и жена его Поргина, которые борются за жизнь.
В квартире Караченцовых очень просторно, много воздуха и света, а у окна в гостиной даже поместился целый зимний сад.
Икона для Коли
– Мы хотели было обменяться с детьми, они живут в хорошей трехкомнатной квартире неподалеку от нас, но меньшей по площади, – говорит Людмила Андреевна. – Ведь у сына Андрея и его жены Ирины подрастают двое детей – наши голубоглазые рыжие ангелочки. Но у них более старый дом, в подъезде достаточно крутая лестница, по которой Коле просто не подняться.
А в нашем доме просторные лестничные проемы, Коля на коляске заезжает прямо в большой лифт. К тому же здесь есть подземный гараж, спуститься в который тоже можно на лифте. Нам это просто необходимо – мы же почти каждый день с Колей куда-то выезжаем: то в клинику, чтобы развивать движения, то к логопеду, чтобы восстанавливать речь, то гуляем по Тверскому бульвару или на Патриарших прудах, то едем в цирк, в театр… Коле эти выходы помогают жить, ведь он – большой артист, и засиживаться дома ему просто нельзя.
А еще простор необходим Караченцову и Поргиной для того, чтобы принимать гостей.
– Колю часто навещают его однокурсники, артисты, с которыми он делил гримерку в «Ленкоме». Все приходят с женами, с детьми, с внуками. Мы накрываем стол в гостиной, который раздвигается на пять метров в длину, – рассказывает Поргина. – Поем песни, читаем стихи Пушкина, Бродского, Гумилева, Есенина. Устраиваем капустники.
А в Рождество обязательно зажигаем свечи и ставим представления по библейским историям. И всегда – с костюмами, их я специально беру в театре. И наши внуки с радостью в этом участвуют. И все это позитивно влияет на Колино здоровье.
– Валера, это ты? Проходи к нам! – кричит из гостиной Людмила Андреевна. – Это наш личный мастер, пришел нам телевизор починить. Валера – строитель, у него собственная фирма. Но когда Коля после аварии оказался в «Склифе», Валера бросил все дела и стал ему нянькой. Кормил его, одевал и раздевал, всегда был рядом в больнице. Иногда даже медбратья не могли справиться с Колей – только у Валеры хватало терпения…
В доме Караченцова и Поргиной много икон. Их они собирают давно. И каждое утро Людмила Андреевна молится рядом с ними, а особенно рьяно стала молиться после аварии – о здравии супруга.
– В спальне у нас висят две иконы, которые нам очень помогают. Они появились после беды, которая случилась с Колей, – «Всех скорбящих радость» и старинная икона Николая Угодника. Ее я Коле купила, когда он лежал в коме. Ехала по Фрунзенской набережной Москвы-реки без какой-либо цели. И вдруг остановилась у антикварного салона. Захожу – и вижу там эту икону. Я сразу поняла, что должна купить ее для Коли…
Н. А.
|