ИЛЬИЧ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ В РОССИЮ ФРАНТОМ

22 апреля к дню рождения Ленина в Москве открылась выставка его вещей, которые раньше никому не показывали. «Миф о любимом вожде» - так называется выставка в Государственном историческом музее. Как создавались образы Ленина и Сталина? Какими на самом деле были люди, превратившиеся в идолов советского времени? Мы посетили выставку и попыталась разобраться в основах политической мифологии.

Ленин и Крупская венчались


20 лет коллекция бывшего Центрального музея Ленина томилась в подсобках. И лишь теперь ее вновь решили показать публике. Из 100 тысяч экспонатов выставили лишь тысячу. Многие - впервые. В советские годы их зарубила цензура.

Открывается выставка картиной, на которой изображено все семейство Ульяновых. Впервые показаны обручальные кольца Владимира Ульянова и Надежды Крупской. На пальцах они были один раз - во время венчания революционеров в церкви.

А вот пиджак добротного сукна, шляпа, саквояж и элегантные ботинки - таким франтом Ильич вернулся из Швейцарии в Россию. Еще долго он по привычке будет одеваться на европейский лад, но его реальный образ постепенно начинает замещаться мифическим.

- На броневике Ленин не был в кепке! Вытянутая рука, жест, указующий в будущее, и кепка - все это образ, который был близок рабочему классу, - рассказывает автор выставки Татьяна Колоскова. - У многих политиков были свои атрибуты.

У Черчилля - сигара, у Че Гевары - берет, у Фиделя Кастро - борода, у Сталина - трубка...

В апреле 1917 года Ильич в пломбированном вагоне приезжает в Россию. Союзные России Франция, Италия и Британия отказали Ленину в визе. Организовать переезд берется Германия. Из этого родится версия о Ленине - немецком шпионе.

- Версия о шпионе появилась в июле 1917 года, когда стало ясно, что большевики набирают силу. Конечно, ничьим шпионом Ленин не был. Все политические партии в то время получали деньги из-за рубежа. Эсеры финансировались Японией и США, меньшевики и кадеты - также из-за океана. Когда Ленин прибыл в Петроград, у него не было шансов стать главой государства, - говорит Татьяна Колоскова. - Это стало возможным потому, что либеральные партии все проспали. Как и царь Николай II, который, узнав о Цусимском сражении, продолжал играть в теннис. Авторитет Ленина также пытались подпортить, обвиняя его в адюльтере с Инессой Арманд.

В 1918-м эсеры совершают покушение на Ленина. В СССР, показывая пулю, которую лишь спустя 4 года после ранения извлекли из тела Ильича, экскурсоводы рассказывали, что она была отравлена. То, что в момент выстрела яд при высокой температуре разлагается, никого не интересовало. Миф закрепился в народе.

Поднять воротник, костюм - отутюжить

После смерти Ленина в 1924-м начал создаваться культ усопшего вождя. Не случайно Комиссия по организации похорон уделила особое внимание увековечиванию событий тех дней. Большинство художников получали разрешение рисовать вождя лишь издалека. В газетной заметке 1924-го говорилось: «Художник Гринман закончил картину, изображавшую Ильича в гробу. Рисовал он ее с хор Колонного зала через полевой бинокль в течение трех дней и ночей».

Постепенно образ Ленина лишается индивидуальности. Картины, где Ленин задумчив, расслаблен или похож на обывателя, забраковывались. Скульптора Ивана Шадра раскритиковали, когда он изобразил Ленина слишком озабоченным. Ему указали и на то, что у вождя не отутюжен костюм, не поднят воротник. Психологическое изображение вождя вытеснили монументальные скульптуры.

В 1938 году в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда образуются спецфонды, ставшие зоной «антипамяти». Туда отправлялись картины с «неграмотным» изображением вождей, а также вычеркнутых из истории партийцев. За полотна, отличающиеся излишней документальностью, художника могли упечь в Бутырку. Такие вердикты легко выносила Центральная комиссия по увековечиванию памяти Ленина.

После того как Сталин объявил себя наследником дела Ленина, на многих картинах и плакатах их стали изображать вместе. Художники с легкостью перевирали исторические факты, лишь бы вожди оказались на картине рука об руку. Критики не решались возражать.

Пик культа Сталина пришелся на его 70-летие - в 1949 году, а уже в 1959-м начинается тотальное разрушение культа Сталина. Картины с его изображением отправляются в спецфонды. Впрочем, нашлись деятели искусства, которые не растерялись. Так, обладатель двух Сталинских премий художник Владимир Серов, не желая, чтобы его картина «Выступление Ленина на II Всероссийском съезде Советов» исчезла с глаз публики, взял и прямо в музее замазал изображенного на ней рядом с Ильичом Сталина.

Елена Кривякина

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2014

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!