НАРОДУ НЕЗАЧЕМ ЗНАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В СТРАНЕ
В тени громких событий остается незаметным наступление на печатные СМИ России. А оно ведется по всем фронтам. Если, к примеру, уничтожение «Ленты» и «Дождя» происходит публично, то сокращение тиражей печатных изданий ведется скрытно и в тишине чиновничьих кабинетов. Это не только поспешный отказ от государственного субсидирования подписки. Есть и другие напасти: неумолимое сокращение количества газетных киосков, а также повышение стоимости аренды ячеек в газетных автоматах в московском метро.
На войну деньги есть, а на мир — нет
Возможный обвал тиражей — это цивилизационная проблема. Просчитаны ли в долгосрочной перспективе экономические, а главное — «просвещенческие» последствия этих решений? Или это сознательный тренд — народу незачем знать, что происходит в стране.
В мире, кстати, тренды совсем другие. Даже владельцы легендарного американского журнала Newsweek возобновили выпуск печатной версии и планируют окупать ее в основном именно за счет подписки. Факт, что качественная информация на бумаге выдержала конкуренцию с интернетом. И это в США, где давно зарабатывают на интернет-изданиях. Значение печатной прессы в России — неизмеримо выше.
Шести миллиардов рублей на покрытие убытков «Почты России» от доставки подписных изданий у государства нет, а десятки миллиардов долларов на ежегодное увеличение военного бюджета — есть. То есть на войну деньги есть, а на мир — нет. Тогда и мы готовы воевать с теми, кто злонамеренно или по глупости наступает на интересы наших и «чужих» читателей.
«Почта России» с опозданием (в обещанную Минкомсвязи неделю с 6 по 13 марта не уложилась), но все-таки объявила тарифы на доставку подписных изданий на второе полугодие. Они выросли почти в два раза.
В прошлом году, видимо, после многочисленных скандалов, до правительства дошло, что «Почту России» надо сделать рыночным предприятием. Давно пора. Но почему-то делается это панически и бездумно, в манере военного марш-броска. Повлиял и курс Минфина на отмену всяких дотаций кому бы то ни было (до Крыма было еще далеко).
С ноября 2013 года, когда отрасль прознала об отсутствии в бюджете этой статьи, и до последнего момента ни «Почта…», ни Минкомсвязи, ни правительство вообще — не могли ответить, насколько вырастут тарифы. А ведь чтобы почтовые каталоги вышли заполненными, тарифы должны были быть объявлены еще в январе этого года. Сейчас каталоги лежат в почтовых отделениях с «пустографками». Их будут заполнять вручную. Открытое письмо издателей и распространителей прессы президенту, опубликованное в федеральных газетах, не помогло.
18 марта «Почта России» заявила, что «сделала все возможное, чтобы не допустить срыва подписной кампании», которая «начнется вовремя». Если закрыть глаза на «пустографки» в каталогах, то она действительно начнется вовремя… в Москве. А вот регионы неминуемо ожидают сложности инерционного характера.
Не только подписчики в регионах останутся без информации, но и сотни тысяч людей могут остаться без работы. Более того, вероятен дальнейший рост тарифов уже в первом полугодии 2015 года.
Не первоапрельская шутка, а новая реальность
В пылу борьбы с нелегальными ларьками в Москве полегло и несколько тысяч газетных киосков. Где-то это произошло из-за очищения города от визуального мусора и новой градостроительной политики (почему-то ларьков она коснулась в большей степени, чем защиты памятников архитектуры). Где-то — из-за банального и порой нечестного вытеснения старых компаний новыми, как всегда бывает при смене городской власти.
Профильный департамент СМИ и рекламы в московском правительстве утверждает, что позиция мэра Сергея Собянина — сохранить сеть киосков печати, но обязательно заменить их современными и многофункциональными. Чтобы и Wi-Fi, и платежный терминал, и кофейный автомат. Стоит такой трансформер 700—800 тысяч рублей. В прошлом году мэрия предлагала помощь тем предпринимателям, которые не могли поменять киоск самостоятельно. А сейчас в Москомархитектуре «рисуют» новые павильоны. Бизнесмены опасаются, что установить новинки попросят и тех продавцов печатной продукции, которые уже обновляли свои киоски. Сколько их уйдет с рынка, не потянув затрат, — не угадаешь.
На печать давят не только сверху, но и в буквальном смысле из-под земли. ГУП «Московский метрополитен» вдвое повысил стоимость аренды мест под газетные автоматы. Поэтому и владелец этих устройств, ООО «Газетные автоматы», был вынужден увеличить стоимость месячной аренды одной ячейки на 25% — до 3400 рублей. Причина двукратных аппетитов самого метро непонятна. В 2012 году чистая прибыль предприятия составила 5,5 млрд рублей, а в 2013 году, финансовый отчет за который еще не опубликован, цены на проезд только округлились в большую сторону. «Газетные автоматы» отмечают, что метро понемногу повышало стоимость аренды ежегодно.
С 1 марта цена продукции в автоматах уже выросла. Увеличение стоимости аренды ячейки произойдет с 1 апреля. Многие газетчики задумались, оставаться ли в метро или выйти на ближайшей станции.
Коллапс подписки, потеря аудитории в метро, подорожание бумаги и экспедирования — кажется, что это какая-то первоапрельская шутка. А это — новая реальность, в которой полиграфисты, продавцы, журналисты массово теряют работу, а население теряет доступ к качественной прессе.
Никита Гирин
|