ПРАВА УЩЕМЛЯЮТСЯ ПОВСЮДУ – ОТ ТИХОГО ОКЕАНА ДО БАЛТИКИ
Общественная палата Угличского района провела совместное совещание с советами Калязинского, Кашинского, Кесовогорского районов Тверской области. Если один голос Москва не слышит, так, может, хором докричимся. Не докричались. Тогда отправились делегацией в Москву – в союз малых городов и Общественную палату страны.
Пассажирские слезы
Жителей ярославского города Углич обидели железнодорожники - взяли и отогнали в тупик беспересадочные пассажирские вагоны, соединяющие город с Санкт-Петербургом и Москвой. Да еще пригрозили следом за ними отправить и пригородный поезд, которым можно, хоть и с пересадками, добраться до столицы.
Жители с этим не согласились и стали искать правду. Но не нашли ни в пригородной пассажирской компании, ни в РЖД. Ответ один: содержание вагонов экономически нецелесообразно. На ту же нецелесообразность ссылались и чиновники из управления Президента РФ по работе с обращениями граждан.
За последние годы по стране было отменено 235 поездов дальнего следования и сотни пригородных маршрутов.
- В районе создаются новые предприятия, регион развивается, а железная дорога приходит в упадок. Вначале потеряли грузоперевозки, потом пассажирские поезда, еще год-два, и уйдет вся инфраструктура – говорил на слушаньях председатель Общественной палаты Угличского района Вячеслав Мишустин. – Ну, нельзя же переводить все в сферу рентабельности. Железные дороги несут и социальную роль. А по большому счету, идет ущемление конституционных прав граждан на свободу передвижения, ограничение транспортной мобильности населения.
Права ущемляются всюду – от Тихого океана до Балтики. По новым контрактам региональные власти должны с 2010 года компенсировать из своих бюджетов вначале 50 процентов всех убытков на пассажирские перевозки, а затем и все 100. А они платить не хотят, даже если деньги на это есть. Потому что непонятно, за что платить.
Пассажирские пригородные компании вкладывают в расходные статьи практически всё, что вздумается. Вследствие чего Великий Новгород платить отказался, решив заменить рельсовый транспорт безрельсовым. Но что делать на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке, где кроме как по железной дороге до Большой земли добраться нечем?
Кроме требования восполнить потери от пассажирских перевозок случаются вещи и совершенно несуразные. Так, на поезд Иркутск - Улан-Удэ можно взять билет лишь до границы Бурятии. А дальше хоть на собачьих упряжках. Иркутские кассиры отказываются выписывать билеты бурятам, а проводники – пускать их, безбилетных, в вагон. Обратно - такой же дискриминации подвергаются иркутяне.
Регионы винят во всем железнодорожников, те - регионы.
- Мы как раз против отмены поездов, у нас люди сокращаются, нам это не нужно, - доказывал с трибуны Общественной палаты начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Максим Шнейдер. - И перевозчик-то – не РЖД, а пригородные пассажирские компании. Не нравится компания – наймите другую, создайте свою. Но ни один регион не создал. Или берите перевозку на себя, мы дадим электричку в аренду. Не берут. Потому что придется платить еще больше. Рентабельных внутриобластных перевозок нет нигде. Даже Москва рентабельная лишь условно. В целом же по стране расходы на перевозку пассажиров за счет билетов покрываются всего на 15-20 процентов.
А пока что пассажирские поезда отменяются, как и пригородные. Целые материковые территории оказываются, по сути, островами. Уже не спрашивается, придет ли туда бизнес, будут ли они развиваться. Вопрос ставится иначе: останутся ли там люди? И как выживать тем, кто останется?
Александр Калинин
|