МУЗЫКА КАК НИЧТО ИНОЕ СПОСОБНА ДАРИТЬ НАДЕЖДУ
26 мая на сцене Светлановского зала Московского международного Дома музыки торжественно открылся фестиваль “Москва встречает друзей”. Мероприятие, объединяющее тысячи детей, проводится уже 11 лет, но в этом году оно особенное - приуроченное к 20-летию благотворительного фонда Спивакова.
Наш хрупкий мир удержат только дети
- Владимир Теодорович, а те дети, которые выступают с вами – кто они, откуда?
- Это – талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов, стипендиаты фонда Спивакова. Например, виолончелистка Анастасия Кобейкина – на 18-летие фонд подарил ей итальянскую виолончель – только что играла со мной в Линкольн-центре в Нью-Йорке...
- На меня произвело впечатление исполнение "Кармен-сюиты" двумя маленькими мальчиками на ударных.
- Эти мальчики – Антон и Артур – выступали вместе со своим учителем Ростиславом Шароевским. Ростик пришел к нам, когда ему было шесть лет. Он был таким маленьким, что мы ему подставляли скамеечку, чтобы его хотя бы было видно из-за литавр. А теперь Ростик вырос таким большим, что из-за него оркестр не видно! Между прочим, он первый исполнитель в России на маримбе. Когда видишь такие результаты, это все равно что посадить дерево и увидеть яблоки. Понимаете, какое это счастье.
- Скрипач Дима Удовиченко рассказал мне потрясающую историю о том, как с помощью фонда получил инструмент, о котором мечтал...
- Он сам из Харькова, и у него не было нормального инструмента, чтобы заниматься. Мы приглашали его на фестиваль два года назад, и тогда он одолжил скрипку у соседа. Я позвонил губернатору Харьковской области Михаилу Добкину и уговорил его купить Диме новый хороший инструмент. Вот такое чудо произошло. Теперь он играет на скрипке из Парижа.
- На фестивале выступают довольно много исполнителей с Украины. Это специальная задумка?
- Нет, просто так случилось. Знаете, на фестиваль съехались дети из 42 стран (я даже не могу перечислить все страны, подозреваю, что даже с Марса музыканты прилетели). Просто мы в фонде уверены, что дети, которые стояли на одной сцене, никогда не станут врагами. Наш хрупкий мир могут держать в мире именно детские ручки.
Воспитывают нового зрителя
- Какова цель фонда? Вы хотите сделать из детей таких же гениев, как Георгий Соколов или Евгений Кисин?
- Вовсе нет. Моя мечта – чтобы каждый ребенок с детства чувствовал, что чужие люди способны его любить и по-настоящему заботиться. Мы стараемся это делать - одевать, помогать, принимать участие в их жизни. Фонд профинансировал 114 операций. Пусть это не наш профиль, но тем не менее. Дети должны знать, что музыка как ничто иное способна дарить надежду.
- Я помню, был период, когда за надеждой в филармонию ходили только старушки. Но некоторое время назад, если я не ошибаюсь, все стало меняться...
- И вы правы. Помню, как несколько лет назад одна знатная графиня привела меня в знаменитый Золотой зал Венской филармонии и сказала: вот в этой ложе я в детстве сидела со своей бабушкой. Я тогда подумал: как было бы хорошо, если бы такая преемственность была и у нас тоже. Но тогда об этом можно было только мечтать.Сегодня мечты почти сбылись. Классическая музыка востребована. К нам пришло новое поколение слушателей, которое мы воспитали в Доме музыки.
- Каким образом воспитали?
- Дом музыки проделал для этого колоссальную работу. Например, мы разработали детские и семейные абонементы. Сейчас эти абонементы – важнейшая артерия, которая питает наш Дом. Дети приходят к нам вместе с родителями, привыкают к этому месту, Дом музыки становится их домом. Так что мы творим новую историю, можно сказать, воспитываем нового зрителя.
- Как-то вы сказали, что, играя на своей скрипке, как бы заново оживляете Страдивари. Значит ли это, что вы верите в бессмертие?
- Да. Я верю в идею Паскаля. Все человечество - это один человек, живущий вечно. И эта мысль мне близка. Если бы так думали политики, не было бы того, что происходит. А еще я верю в бессмертную душу и верю, что когда она пролетит над мостами в Ленинградском дыму, как у Бродского, то каким-то отдаленным светом озарит людей...
Евгения Коробкова
|