ЧТО У РОБОТОВ НА УМЕ?
Чем робот лучше человека, а чем — хуже? Пора ли нам уже бояться этих созданий и хочет ли человечество разделить с ними мир? Эти вопросы бурно обсуждали на Роботофоруме в Москве, где ведущие конструкторы мира представляли свои детища. Как выяснилось, рынок сервисных роботов ждет прорыв уже к 2018 году. А значит, совсем скоро эти машины станут таким же привычным атрибутом нашей жизни, как мобильные телефоны. Готовы ли мы к этому?
Может и паркет надраить, и разогреть ужин
Механическая рука уверенно играет в пинг-понг, рядом переставляет увесистые лапы железный паук размером с солидный внедорожник, а ноги от роботизированного экзоскелета бодро шагают, не уходя, правда, очень далеко от розетки, куда воткнут шнур питания. Добавьте сюда еще робота, строящего башенку из одноразовых стаканчиков, и электронное лицо на колесиках, которое говорит с девушкой о погоде и вдруг вдохновенно восклицает: "Ты такая красивая!"...
Если честно, посещение выставки робототехники больше всего напоминает поход в зоопарк — до того не похожи друг на друга современные машины. Другое дело, что это теперь ненадолго: скоро и этот зоопарк упорядочит невидимая рука рынка. Вот как говорят об этом сами изобретатели.
— Мы долго считали, что самым востребованным будет универсальный человекоподобный робот, который может выполнять много функций,— рассказывает Ким Мунсанг, директор Центра интеллектуальной робототехники при Корейском институте технологии. — Но, оказалось, делать его очень дорого, поэтому будущее за узкоспециализированными роботами, которые будут выполнять за людей какую-то часть их обязанностей. Ряд компаний уже начал разработку универсальных базовых комплектов: из них можно собрать робота и подключить к нему те функции, которые нужны в данный момент.
По словам разработчиков, за последние несколько лет потребители смирились и с тем, что роботу вовсе не обязательно быть похожим на человека. В самом деле, если в дом нужен робот-охранник, железную тушу с красными глазами из фильма "Трансформеры" большинство из нас вряд ли выберет. Скорее уж мы отдадим предпочтение привычного вида "рободвери", в которую встроена система, способная узнавать хозяина по голосу, посылать (в случае чего) сигнал на пульт охраны, а фото непрошеного гостя — еще и на мобильник владельца дома.
Точно так же и с "роботом-домработницей". Большинству важно не то, чтобы на ней красиво сидел накрахмаленный передник, а чтобы она напоминала смышленую машинку-поломойку, которая может и паркет надраить до блеска, и отрегулировать работу отопительной системы, и ликвидировать беспорядок в доме, и разогреть ужин к приходу хозяев. Ученые называют таких непохожих на людей роботов машиноидами. Или сервисными роботами.
Другое популярное направление — роботы-няни и роботы-сиделки. В Японии и Корее их производят около 10 компаний. Робот My Spoon кормит парализованных людей, а "ванный робот" от Sanyo помогает принимать ванну в домах престарелых. Злые языки в прессе окрестили последнего "стиральной машиной для людей", но какая разница, если продукт востребован? В Японии — первопроходце в робототехнике — рабочая сила очень дорога, а стариков уже сейчас много...
Поколение, воспитанное машинами
Промышленные роботы стали появляться на предприятиях почти полвека назад: в конце 1960-х американцы стали внедрять их на вредных производствах — литейном, химическом. Первые роботы весили под 2 тонны, а их программы были записаны на магнитных барабанах. Прошло полвека, и хотя роботы еще не завоевали мир, статистика беспощадна: с каждым годом цена человеческого труда растет, а цена эксплуатации роботов падает. Разумеется, больше всего роботов на заводах там, где рабочие обходятся слишком дорого: помимо Японии это особенно актуально для Германии и Дании.
Сами создатели роботов диву даются, до чего склонен человек одушевлять роботов. К примеру, разработчики "робопылесоса" выяснили, что 80 процентов владельцев дали их новинке имена, а некоторые даже берут пылесос с собой в отпуск ("чтобы не скучал"). Это подвигло маркетологов на новый ход: теперь сервис-центры называют "госпиталями для роботов". Так что, несмотря на внешний вид машиноидов, люди ждут от них вполне человеческих свойств: общения, любви, преданности...
Сегодня верх технического Олимпа занимает японский робот Asimo, созданный фирмой Honda. Он умеет играть в футбол, музицировать на скрипке и даже поддерживает беседу. Пока от них практически одна польза — они радуют людей. Что, кстати, рождает целый ряд проблем. Почему-то человечество уверено, что его ждет восстание поумневших холодильников и СВЧ-печек, в то время как опасности возникают иные. Например, роботы-няньки так популярны в США и Европе, что это уже вызывает беспокойство у социологов — они предупреждают, что дети будут отчуждаться от человеческого общения, и мы получим поколение, воспитанное машинами и не способное адекватно воспроизводить реальность. Другая проблема связана с доступом к индивидуальной информации.
— Один из путей, по которому будет развиваться робототехника,— это объединение нескольких роботов в сеть,— рассказывает Крис Уэйк, стратег в области создания коммерческих продуктов компании NanoSatisfi.— Например, роботы, которые обслуживают дом, должны взаимодействовать не только с человеком, но и друг с другом. Мы сейчас активно работаем над совместимостью разных роботов, чтобы они могли решать задачи вместе. Правда, как и в любой технологии, связанной с передачей данных, в этом случае возможен побочный эффект — утечка информации от человека к роботу.
Иными словами, представьте: десяток роботов будут тщательно мониторить ваши действия, записывая, передавая и анализируя данные о характере, привычках и образе жизни своего владельца. Готовы ли мы жить под неусыпным наблюдением машин, которые умнеют фактически с каждым шагом? Есть ощущение, что отвечать на этот вопрос придется намного раньше, чем мы к этому будем готовы.
Елена Кудрявцева
|