СЛУЖЕНИЕ БОГУ И ЛЮДЯМ
В Храме Христа Спасителя священники, игумении, сестры милосердия, общественники, историки, музейные работники собрались на форум «Елисаветинское наследие сегодня. Россия и Ближнее Зарубежье», посвященный 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Отдала все, что имела
Наследие святой Елизаветы в Москве — Марфо-Мариинская обитель — известно всем. Сегодня ее наследием можно назвать монастыри, сестричества, благотворительные и просветительские организации в ее честь по всему православному миру. Россия, Украина, Белоруссия, Израиль — естественные, но не единственные страны, где продолжают дело святой.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве, отметил, что Елизаветинский форум каждый год, невзирая на юбилеи, посвящен одной и той же теме: служению Богу и людям, заповеданному святой Елизаветой. Здесь незаметные и скромные люди, делающие ежедневную тяжелую работу, собираются, чтобы ощутить, что они не одни, и почерпнуть в общении силы.
— Знаете русскую поговорку: «Не накормивши, не напоивши, добра не сделавши — врага не наживешь»? И до, и после убийства своего мужа, Великого князя Сергея Александровича, святая Елизавета Федоровна отдавала всю себя на служение людям. Это высокие слова, которые сегодня воспринимаются со скепсисом. Так же они воспринимались и в начале ХХ века, — уверен отец Тихон (Шевкунов). — Она могла бы быть просто богатой меценаткой: сидеть во дворцах, делиться своим состоянием и быть довольной собой — второй барыней Российской империи. Но она не только отдала все, что имела, нищим и раненым, она сама пошла им служить: ходила по Хитрову рынку, пока не запретила полиция, находила беспризорников, служила сиделкой раненым Первой Мировой. И пословица о том, как нажить врага, на ее примере сбылась. Однажды она ехала по Москве в автомобиле, и в нее полетели камни. Но она выдержала все и продолжала делать то же, что до этого.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что в Великой княгине Елизавете встретились настоящая Россия и настоящая Западная Европа. И сегодня, имея в виду ее пример, можно построить новую связь между народом настоящей России и народами настоящей Европы. Эти народы могут найти друг друга заново как людей, живущих не ради комфорта и развлечений, а найти друг друга в жизни, которая дается для осуществления идеалов Евангелия Христова. Мы не враги друг другу, мы можем поддерживать друг друга в трудные минуты, опираясь на веру, которая сформировала наши народы.
Елизавета Федоровна, по мнению отца Всеволода, проявила величайшую способность не предаться унынию, перенести испытания и не выгореть, не озлобиться, не жить местью и обидой. Она не побоялась пойти на страдания ради народа, который стал ей родным. Она могла оставить этот народ, формально для нее чужой, обидеться на него, проклясть его — но вместо этого дала урок всем нынешним молодым людям, которые при малейшей трудности восклицают: проклятая страна, уеду отсюда и забуду ее и этот народ.
Наполовину англичанка, наполовину немка не отреклась от своего нового народа, как мать не может отречься от своего больного сына. Она показала, что дела милосердия всегда актуальны и своевременны.
Одна за другой на кафедру поднимались игумении монастырей и настоятели храмов, основанных в честь святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Матушки и священники смущенно отмечали, что готовились перечислять виды социального или миссионерского служения своей общины, но понимают, что служение, по сути, у всех одинаково. Почти все помогают больным если не в психиатрическом, то в туберкулезном диспансере подготовиться к исповеди и причастию, оказывают бытовую помощь пожилым и обездоленным дома, идут в детские дома, хосписы.
Александра Сопова
|