«ЧАЙ, НЕ ПРИ ЦАРИЗМЕ ЖИВЕМ»
В мае 1790 года появилось бессмертное произведение Александра Радищева. В нем автор сетовал на нежелание чиновников благоустраивать земли, на большое количество жуликов с большой дороги и бедную жизнь простых людей. В мае 2014 года из Санкт-Петербурга в Москву отправился и ваш покорный слуга. Впечатлений много, сетования - те же.
Пусть доедет сюда сначала
И вот, подобно Радищеву.мы с приятелем Димой отправились из Санкт-Петербурга в Москву. На часах было 12 ночи. Нам необходимо было проехать порядка 600 километров. Путь мы выбрали на первый взгляд самый простой - по трассе М10. По идее как раз по ней и двигался герой известного произведения, ведь мы должны были проехать уже всем книголюбам известные места - Тосно и Любань. А еще дорога проходила и по Тверской области, где живут многие наши знакомые. Так что путешествие обещало быть интересным.
Уже проехав мимо Тосно, мы заметили, что дорога стала довольно плохонькой. Регулярно встречались трещины, небольшие ямки и холмики. Да, все это не критично, но впечатление испортило. Уже подъезжая к Чудовскому району, мы обратили внимание на немалое количество покосившихся домиков.
Тут нужно отметить, что, периодически выезжая на трассу М10 и съезжая с нее, мы видели множество разрушенных или явно вымирающих деревень. Когда в очередном селе заметили на обочине бредущую мимо домов старушку в окружении коз, решили притормозить.
- Женщина, где мы есть? - спросил я.
- Известно где, - удивилась та, - недалеко от Великого Новгорода.
- А может, вы нас накормите? – спросил Дима. - Мы вам заплатим.
Уже сидя в домике пожилой дамы и ожидая яичницу, мы услышали много интересного о местной жизни.
- Администрации на нас наплевать, только налоги и просят, - рассказывала баба Люба. - Вот в прошлом году приезжали, сказали, что будут через нашу землю какие-то трубы прокладывать. Мы тогда спросили: а нам от этих труб подключат воду или еще чего? А они: не положено. Ну, мы тогда и заявили, что и им не положено нашу землю трогать. Председатель возмутился, говорил, что еще припомнит это нам. Может, и припомнит. Только пусть доедет сюда сначала. Вот вы, ребята, как доехали?
- Думаю, уже без половины запчастей от подвески, - ответил Дима с сожалением.
- Вот! - заключила баба Люба. - Дороги у нас мало того, что кривые, так еще и разбитые. Ну, что это вообще за неуважение к людям?
Нужно отметить, что трасса М10 и прилегающие дорожки действительно нас не порадовали. Казалось бы, магистраль Москва - Санкт-Петербург должна быть в отличном состоянии, но фактически все дороги действительно разбиты вдрызг, а самое главное - петляют, будто кем-то "под градусом" делались.
Откровенные халупы
Покормила нас баба Люба за 300 рублей и была очень рада такой сумме. Распрощавшись с гостеприимной старушкой, мы двинулись дальше. Уже подбираясь к Тверской области, мы свернули в деревню Баскаки - там жила наша с Димой общая знакомая, у которой мы решили отдохнуть, выспаться, а потом, уже втроем, отправиться дальше в Москву.
В Баскаках я ощутил себя почти Радищевым, ведь в "Путешествии..." была в подробностях изображена картина разрухи: столица России процветала, а стоило уехать чуть подальше, как путешественник натыкался на разруху и нищету. Вот и здесь было то же самое. Деревня состояла из "списанных" пенсионеров, которые уступили жилье в городе детям, а сами доживали свой век тут. Правда, мать моей знакомой к таковым не относилась, она просто купила здесь дачу.
Уже ночью, часа в три, мы вновь двинулись в дорогу, рассчитывая прибыть домой к семи утра. Из-за неожиданного дождя и лесного массива вокруг была тьма - хоть глаз выколи. А плохие дороги были скрыты от глаза из-за редких фонарей, и машина часто попадала в ямы, ее заносило и вообще всячески "колбасило". Из-за такой дороги моих спутников укачало, и они блаженно сопели на своих местах, я же сидел за рулем и все время пытался выровнять автомобиль.
В результате добрались мы до Москвы почти благополучно. Вскоре откровенные халупы стали сменяться на дома получше, а потом и вовсе замелькали новенькие коттеджи. Единственная проблема, которая нас преследовала с самого начала Ленинградской области и прямиком до Московской, - это отсутствие заправок знакомых марок. Были какие-то неведомые нам АЗС, на которых непонятно что зальют в бак (там и машины-то не останавливались). Заправки более-менее известных фирм приходилось искать. Отметим, что это действительно серьезная проблема для всех автомобилистов.
А вообще я понял, почему Радищев был так недоволен своей поездкой. И дороги тогда были не самыми лучшими, и несчастных крестьян увидел вдоволь, ну и одиночество вынужденное отпечаток наложило. Наверное, не будь у меня в дороге хорошей компании, я бы роман похлеще написал. А так ограничился лишь несколькими звонками знакомым чиновникам в той или иной области с жалобой на дорогу. Авось поможет! Чай, не при проклятом царизме живем.
Никита Митрохин
|