КОКОРЕВСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НЕУДАЧ РОССИИ – ЭТО ПРО КОНЕЦ XIX ВЕКА ИЛИ ПРО НАЧАЛО XXI?
Василий Кокорев был одним из первых очень богатых людей середины и второй половины XIX века, который широко занимался меценатством. Он был одним из самых знаменитых своим богатством и общественной деятельностью людей Москвы.
Головокружительный взлет
Василий Александрович Кокорев родился в Вологде в 1817 году в семье небогатого мещанина. Никакого систематического образования он не получил, учился грамоте и арифметике у вологодских семинаристов. Семейство Кокоревых держалось старообрядчества поморского толка. С десяти лет Кокорев уже помогал отцу – продавцу винной лавочки, а в девятнадцать - управлял солеваренным заводом своего дяди в Солигаличе, на севере Костромской губернии.
Безмятежное начало кокоревской карьеры было непродолжительно. Вскоре, в связи с отменой ввозной пошлины на соль, пришел в упадок и закрылся солеваренный завод. Василий Александрович поступил на службу управляющим винокуренного завода в Оренбургской губернии, а с осени 1842 года стал приказчиком казанского винного откупщика И.В.Лихачева. До этого момента в судьбе молодого купца не обнаруживалось ничего особенно примечательного.
Головокружительный взлет обеспечили Кокореву его идеи по реформированию откупной системы. За семь лет работы в системе винных откупов Кокорев не только освоил дело, но и подумал о том, как эту систему улучшить. В 1844 году он, будучи поверенным одного винного откупщика, подал в правительство записку о преобразовании откупов.
В результате взлета Кокорев получил в 1851 году звание коммерции советника и приобрел немалое влияние в кругах высших чиновников, близких к Министерству финансов. Вронченко (тогдашний министр финансов), как впоследствии и его преемники, советовался с ним во всех важнейших делах. В кратчайшие сроки Кокорев нажил огромное по тем временам состояние: к началу 1860 годов, по некоторым оценкам, оно доходило до 7 миллионов рублей. Хотя современники считали, что оно было намного больше.
Став богатым человеком, Кокорев дал полный простор и своей энергии, и своей творческой инициативе. Он был большим меценатом и очень азартным и понимающим коллекционером. Постепенно он отошел от откупов и стал одним из самых энергичных капиталистов-учредителей. Действуя смело и с размахом, он вкладывал средства в перспективные отрасли, используя принципиально только российские капиталы.
Он установил обменную торговлю с Персией в 1857 году, учредил "Закаспийское торговое товарищество "В.А.Кокорев и Ко", построил первый нефтеперегонный завод в Баку в середине 1850 годов. Кокорев был инициатором создания одного из первых в России акционерных обществ по сооружению Волго-Донской железной дороги, он содействовал учреждению Русского общества пароходства и торговли, пароходного общества "Кавказ и Меркурий" в 1859 году, акционерного общества "Сельский хозяин", предполагавшего поставлять во Францию мясные консервы и другие товары.
В 1862 году на средства миллионера-промышленника Василия Кокорева был разбит липово-вязовый бульвар, который тянулся от Лубочного переулка до Болотной площади. Скромный и тихий, он украшал всю Болотную набережную. Это был один из немногих общественных бульваров и скверов Москвы, устроенных за частный счет. Бульвар носил имя своего устроителя вплоть до ликвидации в 1930 годы, а ныне – тут автостоянка.
«Миллиард в кармане»
В Москве Кокорев построил крупный гостинично-складской комплекс, получивший в народе название «Кокоревское подворье», которое стоило 2 ½ миллиона, — рекордная цифра по тому времени. В нём располагались гостиница, ресторан и торговые склады, которыми пользовалась вся столица, на его месте теперь недостроенный «Царёв сад».
Он организовал Северное страховое общество, Устав которого Высочайше утверждён 5 сентября 1879 г. Северное страховое общество знаменито построенным архитекторами М.М. Перетятковичем, И.И. Рербергом, В.К. Олтаржевским зданием, в котором ныне разместился Верховный суд РФ. Вместе с П.И. Губониным Кокорев построил уральскую горнозаводскую дорогу. Он создал Северное телеграфное агентство, став таким образом первым «медиамагнатом» в России.
Кокорев занимался благотворительностью. Он основатель училища и дачи у озера Мстино на Валдае для бедных студентов Академии художеств. В распоряжение молодых художников были предоставлены дом со столовой и библиотекой, хорошо оборудованная мастерская, помещения для занятий пением и музыкой. Здесь жили и работали И. Е. Репин, В.А. Серов, П. П. Чистяков, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, Н. П. Богданов-Бельский и др.
Василий Александрович собирал картины художников и открыл галерею, содержавшую свыше 500 картин, из которых добрая половина – русской школы. В 1862 году Кокоревская картинная галерея была открыта для посетителей. Для размещения галереи владелец пристроил к своему дому просторный двухэтажный корпус. Это здание в Петроверигском переулке было отделано в русском стиле. Сам «русский стиль» в архитектуре возник во многом благодаря меценатской деятельности Кокорева и его художественному вкусу. Галерея была открыта ежедневно «для всей образованной и жаждущей образования публики» за небольшую плату.
Перед русско-турецкой войной 1877-1878 годов Кокорев потряс Россию размером своего вклада в «военный займ» (организованный правительством для нужд действующей армии), который составил 45 миллионов рублей.
В своих публицистических работах, печатавшихся в «Русском Вестнике», «Русском Архиве», настаивал на губительности для России механического заимствования западноевропейских финансовых и хозяйственных форм.
Большой популярностью в среде русских предпринимателей пользовалась книжечка рекомендаций для успешного занятия коммерцией – «Миллиард в кармане», которую Кокорев написал специально для начинающих. В своём главном произведении – книге «Экономические провалы» он дал оценку экономическим событиям за полвека.
Анализируя экономические неудачи России, Кокорев доказывает, что они являются, как правило, результатом слепого копирования зарубежного опыта. Кокорев так характеризовал задачу руководства страны: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить поиски экономических основ за пределами отечества и засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
Читаешь кокоревский анализ экономических неудач России и не понимаешь – это про конец XIX века или про начало XXI ? Неужели сегодняшним руководителям недоступен или непонятен этот анализ? Или они хотят дождаться такого же конца?
А.А. Пецко, член РАЕН
|