КОРОЛЬ ЦАРСТВУЕТ, НО НЕ ПРАВИТ
Большинство современных монархов не располагают властью, богатством и экономическим влиянием, какие были у царственных особ лет двести назад, но и рудиментом назвать этот институт нельзя. Чего сегодня могут позволить себе короли?
Это угодно Ее величеству
Монархии мира — а их сегодня 44 — чаще всего устроены по принципу "Король царствует, но не правит". Главный пример — это, конечно, Великобритания, эталон конституционной монархии. Британцы выработали уникальную систему управления государством, в котором вся полнота власти принадлежит "королеве (или королю) в парламенте".
В конце XIX века ее попытался объяснить один из лондонских юристов: "Предположим, парламент захочет казнить Ее величество и примет соответствующий билль — законопроект. Чтобы билль стал законом, парламентарии должны передать его на подпись Ее величеству. Не существует ни одного закона, который бы заставил Ее величество подписать такой билль, однако в соответствии с чувством долга и традициями она должна будет это сделать".
Это описание справедливо и сейчас. Прерогатив у британского монарха огромное множество: назначение и увольнение министров, роспуск парламента, введение в силу новых законов, объявление войны и заключение мира, учреждение корпораций. До сих пор в стране существует наказание в виде заключения под стражу на неопределенный срок (дословно в приговорах пишут: "Содержать в заключении, пока это угодно Ее величеству"). Тем не менее никаким своим правом монарх не может воспользоваться без согласия "министров Его/Ее величества".
У султана семи тысяч автомобилей
Современный абсолютизм доведен до совершенства в султанате Бруней. Это богатое нефтью и газом королевство на острове Калимантан зажато с двух сторон малазийским штатом Саравак. Русскому человеку надо приложить изрядные усилия, чтобы туда попасть — хотя бы затем, чтобы убедиться, что делать там совершенно нечего. Несмотря на то что по ВВП на душу населения эта страна находится на уровне Великобритании, средний брунеец не намного богаче среднего малайца.
Дело в том, что львиная доля нефтегазовых доходов этой бывшей британской колонии принадлежит лично султану Хассаналу Болкиаху. Его состояние оценивается примерно в $20 млрд (по другим данным — $40 млрд), ему принадлежит, видимо, самый большой дворец в мире (1800 комнат) и коллекция то ли из трех, то ли из семи тысяч автомобилей, среди которых только "Роллс-Ройсов" более 600. Кроме того, султан коллекционирует награды, титулы и звания: помимо всего прочего он является фельдмаршалом, почетным доктором МГИМО и кавалером двух украинских орденов.
Долгое время в стране не было конституции, теперь она есть, существует и некое подобие парламента, однако две трети его членов назначаются непосредственно султаном. Что же до министров (султан выполняет и обязанности премьера), то они по конституции имеют право давать султану советы, из чего вовсе не следует, что султан им должен следовать. Политические партии запрещены, а все общественные организации действуют с разрешения монарха.
Монарх дает санкции на перевороты
Старейший из царствующих монархов, король Таиланда Пхумипон Адульядет (он вступил на престол в 1946 году), занимает промежуточное положение между европейскими и абсолютными монархиями. Он не столько правит, сколько влияет на происходящее в стране. В современной истории Таиланда — 18 переворотов.
Все они произошли с предварительной санкции и с последующим формальным одобрением главы государства. Не далее как пару недель назад король своим указом превратил очередную военную хунту, отстранившую от власти гражданское правительство, в военное, но зато совершенно законное правительство страны.
Точно так же король спасает страну от переворотов. Так, в 1991 году он использовал придворный этикет для того, чтобы воспрепятствовать военному перевороту. В соответствии с дворцовыми правилами в присутствии его величества подданные обязаны опуститься на колени, склонить голову и оставаться в таком положении до тех пор, пока король не разрешит им подняться.
Монарх вызвал во дворец соперничавших премьер-министра и командующего вооруженными силами и попросил их подать в отставку. Поза, в которой находились премьер-министр и генерал, не самая удобная для того, чтобы перечить монарху. Они согласились уйти в отставку, после чего им позволили подняться с колен.
Должность передается по наследству
Монарха Швеции коронованной особой можно назвать лишь с большой натяжкой. Скорее это единственный в мире чиновник, чья должность передается по наследству. Король не подписывает законы, принимаемые парламентом, не выступает на открытии парламента и даже не может пользоваться королевскими атрибутами власти.
К началу XXI века у короля осталось лишь три обязанности: встречаться с прибывающими в Швецию главами иностранных государств, вручать Нобелевские премии и выступать с новогодним обращением к жителям Швеции. За все это он получает зарплату. Зато у его положения есть и свои преимущества.
Однажды один из его сыновей разделся догола и вымазался вареньем, которое потом дружно слизывали его одноклассники и одноклассницы. В Британии публикация подобной новости вызвала бы скандал, в Саудовской Аравии или Таиланде журналиста, решившего написать о подобном, в лучшем случае упрятали бы в тюрьму, а в Швеции — ее просто проигнорировали.
Николай Зубов
|