ЯЩИКИ С ПОЛОТНАМИ ПОЛЕНОВА ОПОЗДАЛИ К ПОГРУЗКЕ НА БОРТ «ТИТАНИКА»
170 лет назад родился великий русский художник Василий Поленов. Мало, кто знает, что в 1912 году работы В.Д. Поленова, которые он сам считал главными в своем творчестве, должны были выставлять в США. И тут произошло чудо. Ящики с упакованными полотнами должны были погрузить на борт «Титаника», который готовился отправиться в роковой рейс. Однако опоздали к погрузке, и картины с библейскими сюжетами были чудесным образом спасены, не оказались на дне океана...
Сделал Христа другом рыбаков
Детство Василия Поленова было счастливым. Родился он в многодетной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Его отец слыл известным археологом и библиографом. Мать писала книги для детей, занималась живописью. Своим собственным детям, которые рано обнаружили самые разнообразные дарования, они наняли педагогов из Академии художеств.
В 1863 году, окончив гимназию, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, следуя настоянию отца, который полагал, что сыну следует получить серьезную профессию. Однако по вечерам, в качестве вольноприходящего ученика, посещал Академию художеств. А 1867 году он окончил ее с серебряными медалями за рисунки и этюд. За картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую.
Художник создал грандиозную евангельскую серию «Из жизни Христа». Выставка этих картин, особенно «Христос и грешница», имела большой успех. Сам Василий Дмитриевич называл эти полотна главным трудом своей жизни. В 1914 году на выставке этого цикла собирали средства для раненых Первой мировой войны.
На картине «Христос и грешница» изображена злобная толпа, желающая расправиться с испуганной юной девушкой, уличенной в блуде. Перед ними стоит Христос, готовясь произнести великую фразу: «Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень», тем самым спасая несчастную. Христос спокойно смотрит на толпу ханжей и лицемеров, жаждущих расправы. Как считают критики, изображение В. Поленовым Христа в исторически реальной обстановке и одежде было новаторским для своего времени, где главной является тема милосердия и правосудия.
Но не всем это понравилось. Тогдашний президент Академии художеств, князь Владимир, сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна». Илья Репин считал, что В. Поленов снял все божественное и церковное с Христа, «сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником».
Однако такова была философия художника, его убеждения. «Христос, - считал он, - есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности».
Давать счастье и радость
Василий Дмитриевич вел переговоры о продаже картины с меценатом Саввой Мамонтовым. Но тут на выставку пришел Александр III, сам купил полотно и велел изготовить авторскую копию, чтобы использовать для показов по России. Император вообще живо заинтересовался творчеством В. Поленова, каталог его личного собрания, который был опубликован, содержал в себе огромное количество работ художника. Увы, многие из них были утрачены после тридцатых годов.
Родившись в столичном Санкт-Петербурге, Поленов всегда мечтал поселиться в тишине, на лоне природы. Он приобрел небольшое имение Бехово на Оке в Тульской губернии - кстати, сделал это на деньги, которые ему заплатил Александр III за картину «Христос и грешница». Там, в густом сосновом бору, он построил большой деревянный дом по собственному проекту и художественные мастерские, назвав усадьбу Борок. По его замыслу, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.
Поленов сам обучал крестьянских детей живописи, построил в Бехове народный театр для крестьян и церковь, сажал деревья в парке, помогал строить лодки, занимался проблемами народного образования. Он построил две школы в окрестных деревнях, устроил для деревенских детей забавную диораму - кругосветное путешествие в картинках.
В отличие от многих других деятелей искусства, после революции не покинул Россию, а остался жить в своем имении, которое у него большевики не отобрали. Мало того, ему одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР, а в связи с 80-летием устроили в Третьяковской галерее пышную юбилейную выставку. Однако в атеистическом СССР его усиленно пропагандировали лишь как мастера пейзажей и жанровых сценок, а о его замечательных библейских полотнах не упоминали вообще.
На нью-йоркскую выставку русского искусства эти библейские полотна попали лишь в 1924 году и стали «гвоздем» экспозиции, которую большевики на деле превратили в распродажу русских сокровищ. В. Поленов оказался не только самым покупаемым, но и самым дорогим художником: из 12 его работ были проданы 9 на огромную по тем временам сумму в 21 тысячу 400 долларов. При этом непроданные картины так за океаном и исчезли.
Василий Дмитриевич скончался в июле 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бехово на крутом берегу Оки, где он так любил рисовать этюды. Согласно завещанию, на могиле был поставлен деревянный олонецкий крест, сделанный по его эскизу.
Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка.
В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры Московского Кремля или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.
Андрей Соколов
|