ЗНАМЕНИТЫЙ СИКОРСКИЙ САМОЛЕТЫ КОНСТРУИРОВАЛ В КУРЯТНИКЕ
Ровно 125 лет назад родился один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века Игорь Сикорский. Основанная им в США компания входит в число мировых лидеров по производству вертолетов. О нем рассказывает заведующий отделом Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете «КПИ» Виталий Татарчук.
Сестра пожертвовала свое приданое
— Свой первый самолет он создал в родном Киеве?
— Да, причем здесь он строил не только самолеты. В саду рядом с домом, в котором жила семья Сикорских, Игорь летом 1908 года построил свой первый геликоптер (вертолет).
В семье росло пятеро детей. Игорь был самым младшим. Когда в 1905 году грянула Первая русская революция, родители отправили Игоря во Францию переждать смутное время. Там он месяцев семь учился в технической школе. Вернувшись на родину, стал студентом Киевского политехнического института. Это были годы, когда тема авиации стала неимоверно популярной. Ведь только-только появились первые самолеты. Но Игорь загорелся идеей сконструировать и построить геликоптер. Еще будучи подростком, он собрал подобный летательный аппарат по чертежам гениального художника и изобретателя Леонардо да Винчи, жившего за 450 лет до этого.
И вот студент Сикорский занялся постройкой в саду возле своего дома винтокрылой машины. К сожалению, мощности имевшегося двигателя оказалось недостаточно, чтобы геликоптер взлетел. Неудача не охладила энтузиазм юноши. Он уговорил родителей вновь отправить его во Францию и дать денег на покупку более мощного мотора и других деталей для постройки еще одного аппарата. Во время этой поездки Игорь познакомился с французскими авиаторами, изучал теорию и практику полетов. Новый геликоптер слегка оторвался от земли, но без пилота — поднять летчика ему оказалось не под силу.
После этого Игорь решил, что задумку с вертолетом следует отложить, и занялся самолетами.
— Наверняка это влетало родителям в копеечку.
— Еще бы! Спонсора у Игоря не было, и все немалые расходы брала на себя семья. Но к его занятиям родные относились благосклонно — все понимали, что это призвание. Сестра Елена даже пожертвовала свое приданое на увлечение брата.
— Игорь успел защитить диплом в институте?
— Нет. Его отчислили из университета за то, что не была внесена плата за обучение. Дело в том, что занятия самолетами отнимали много времени, на посещение лекций его практически не оставалось. В 23 года Игорь переехал в Ригу, а затем — в Санкт-Петербург.
У Сикорского возникла идея перевозить пассажиров по воздуху на большие расстояния, — продолжает Виталий Татарчук. — Ведь самолеты летают гораздо быстрее, чем ездят поезда. И он создал три большие крылатые машины. Самая крупная из них — «Илья Муромец». В ней имелись просторный салон с удобными плетеными креслами, столом, умывальником и туалетом. Был даже балкончик, на который можно было выйти во время полета, полюбоваться пейзажами. Правда, при скорости 140 километров в час долго там простоять было сложно.
Вскоре представился повод испытать «Илью Муромца» в серьезном деле: шталмейстер (старший конюший) царского двора князь Абамелик-Лазарев назначил крупный приз за рекордно протяженный перелет в пределах Российской империи за один световой день. Экипаж из четырех человек возглавил Сикорский. Удалось лишь с одной промежуточной посадкой долететь из Санкт-Петербурга до Киева. Планировали продолжить путь до Одессы. Однако началась Первая мировая война, поэтому решили возвращаться. За этот перелет император Николай II лично вручил Сикорскому золотые часы. А «Илью Муромца» решили использовать как бомбардировщик.
Он стал практически неуязвимым оружием. Само появление в небе этого гиганта вызывало панику среди солдат противника. Разведки Германии и Австро-Венгрии охотились за чертежами этого самолета, но раздобыть их им так и не удалось. Всего было построено 85 экземпляров «Ильи Муромца». Немцам удалось завладеть лишь одним из них в самом конце войны.
Порой трудился за тарелку супа
— Советская власть пыталась привлечь на свою сторону талантливого авиаконструктора?
— Он был по убеждениям монархистом, так что вряд ли бы нашел общий язык с большевиками. Над Игорем нависла угроза расстрела, ему пришлось бежать.
— Он к тому времени был женат?
— Да, хотя документы относительно его супруги не сохранились. Будучи за границей, Сикорский пытался выкупить ее — советская власть зарабатывала на том, что за деньги выпускала за границу людей. Однако жена Игоря отказалась ехать. Но дочь Татьяну и нескольких других родственников он выкупил. В США Сикорский женился во второй раз на эмигрантке из России Елизавете Семеновой. У них родилось четверо детей. Один из них — Сергей — остался работать в фирме по производству вертолетов, которую создал его отец.
— Значит, Сикорский вернулся к мечте юности строить вертолеты?
— Да, но вначале он занялся созданием летающих лодок. В Америку Сикорский прибыл бедным эмигрантом, не владеющим английским. Поначалу зарабатывал частными уроками. Порой приходилось трудиться не за деньги, а за тарелку супа. Другой бы на его месте опустил руки. А Сикорский проявил характер: усиленно учил язык, собрал группу инженеров из числа соотечественников. Они арендовали на острове Лонг-Айленд (штат Нью-Йорк) пустовавший курятник и занялись разработкой самолета.
В Америке и без них было предостаточно авиаконструкторов. Нужно было найти свое место на этом рынке. Сикорский сделал удачный выбор — летающие лодки и самолеты-амфибии. Однако где взять стартовый капитал? Помогло увлечение Игоря игрой на фортепиано. Чуть ли не за последние деньги он купил билет на концерт гениального Сергея Рахманинова. В тот вечер возникла возможность пообщаться с ним. Сергей Васильевич решил помочь соотечественнику: предоставил пять тысяч долларов (тогда это была очень большая сумма) и согласился, чтобы его имя фигурировало среди учредителей авиастроительной фирмы «Sikorsky» — ради ее рекламы.
Летающие лодки и самолеты-амфибии этого предприятия хорошо продавались. В те годы Сикорский подружился с мировой знаменитостью — летчиком Чарльзом Линдбергом, который совершил первый в истории перелет через Атлантический океан. Он испытывал крылатые машины Игоря Ивановича, а на одной из них в 1927 году пересек Атлантику.
Во второй половине 1930 годов спрос на эти самолеты стал падать, и это подтолкнуло конструктора еще раз попробовать заняться вертолетами. Причем первый свой геликоптер он испытывал сам. Игорь Иванович считал, что вертолеты могут стать массовым индивидуальным транспортом — как автомобили. В США ведь многие живут в частных домах, поэтому простой американец может летать на геликоптере на работу или в маркет, а парковаться на лужайке перед домом. Снимались рекламные ролики, в которых Сикорский рассказывал о преимуществах геликоптеров.
Поначалу все же не удавалось найти вертолетам применение. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: в 1941 году разбушевавшийся шторм сорвал с места американскую нефтедобывающую платформу. Снять с нее людей никак не удавалось. Над их жизнями нависла угроза. Вертолет завис над платформой, летчики сбросили веревочную лестницу и так спасли рабочих. Этот случай стал началом широчайшего использования винтокрылых машин.
Судьбу Сикорского называют идеалом воплощения американской мечты. Приехав в страну нищим эмигрантом, он сумел раскрыть свои способности и создал крупную процветающую компанию.
Игорь Осипчук
|