ОЧЕРЕДНАЯ АВАРИЯ В МЕТРО
Это жаркое, душное утро вторника для многих началось одинаково: с телефонных звонков. "Ты где? Все в порядке?" Обычное, казалось бы, рабочее утро, многие спешили на работу. Час пик. Авария на "синей" ветке. Один вагон просто смяло... Есть погибшие, много раненых.
Куда уходят деньги?
Разные появились версии того, что все-таки произошло в этом самом нашем демократичном московском транспорте. Состав мог сойти с рельсов, скорее всего, из-за неисправности путевого оборудования, а именно – стрелочного перевода. В результате, машина на скорости 70 километров в час сошла с рельсов и на полном ходу врезалась в бетонное ограждение.
Что удивило на фоне этой трагедии? Поведение людей. Многие бросились помогать. Не было равнодушных. Похоже, мы становимся добрее. Сострадательнее. По крайней мере, я не слышала ни разу: "Слава богу, не со мной". И горе - общее. Спасатели спасателями, но и рядовые граждане тоже кинулись на помощь. В соцсетях появилась масса объявлений - от предложений бесплатно подвезти до привезенной к месту катастрофы питьевой водички... В московских больницах оказывают помощь раненым. Работают бесперерывно.
Правда, среди многих и многих нормальных таксистов нашлись и те, кто поднял цены в пять раз - стараются нажиться на трагедии. Такое происходит каждый раз и вызывает оторопь. Неужели деньги для них не пахнут? Но все-таки хороших людей больше. Они оказывают помощь людям, бессильно лежащим на газонах. Подвозят бесплатно.
Трагедия в метро снова вывела на первый план тему обоснованности затрат ГУП «Московский метрополитен». До конца года предприятие намерено довести объем заказов на новый подвижной состав почти до 400 млрд рублей. Этих средств достаточно для развития инфраструктуры и закупки вагонов, но безопасность этим не ограничивается.
До конца июля будет объявлен крупнейший в истории Московского метрополитена конкурс на поставку 1,5 тыс. вагонов общей стоимостью 250 млрд рублей. Специально, чтобы не допустить срыва этого конкурса, правительство Москвы в те же сроки выпустит распоряжение о долгосрочном субсидировании метрополитена. Таким образом, за 15 лет ГУП получит минимум 390 млрд рублей.
Между тем обоснованность затрат метрополитена уже вызывает вопросы. Так, известный общественный деятель Алена Попова напоминает, что только за последний год в метро было зафиксировано 35 инцидентов. В некоторых случаях не обошлось без пострадавших. Попова также разместила в интернете петицию, в которой требует провести публичную проверку безопасности метрополитена Москвы, выложить отчет в публичный доступ и проверить траты на безопасность метрополитена после ЧС летом 2013 года.
Wi-Fi и инфраструктура советских времен
В социальном восприятии авария в метрополитене для москвичей страшнее теракта, авиакатастрофы или войны на границах. Это тот самый транспорт, которым большинство горожан пользуются ежедневно и на который, по замыслу мэрии, должны пересесть чуть ли не все жители города, чтобы освободить мегаполис от раздражающих пробок. И это тот самый транспорт, в котором наличие Wi-Fi удивительным образом сочетается с изношенной инфраструктурой советских времен.
И хотя пассажиры справедливо жалуются на тесноту, духоту, заторы в переходах, старые поезда, повышенные шумы на станции, подземка по-прежнему часто оказывается единственным возможным способом добраться в городе из точки А в точку Б, а открытие новых станций метро на окраине существенно повышает стоимость квартир в районе.
И вот в этом самом метро, не на самой старой ветке что-то ломается, жутко обыденное и с ужасающими последствиями. Если бы можно было кого-то обвинить сразу, люди бы с удовольствием на него набросились, но явного врага нет. Есть только устаревшее оборудование, экономия на профилактике, отставание в технической модернизации: все то, что никуда не денется ни завтра, ни через месяц, ни с введением единого проездного, ни с подключением Wi-Fi на Кольцевой линии, ни со сменой заммэра, мэра или президента.
Так же как для большинства москвичей никуда не денется необходимость ежедневно спускаться в теперь уже смертельно опасную подземку. Именно постоянное лицезрение стареющего и дорожающего метрополитена порождает в горожанине паническое удушье.
Уже давно, последние лет десять, эксперты предупреждают об опасном технологическом отставании страны. Советская инфраструктура изнашивается, число аварий — в небе, на воде, на земле и под землей — растет. На что мы потратили последние 15 последних сладких нефтегазовых лет — вопрос открытый, но мечты о модернизации воплотились в реальность в основном там, где на этом можно быстро и легко заработать.
Дмитрий Коптев, Алекснй Топалов
|