Барри ПЕРВЕС, аниматор-кукольник: ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИКОСНУТЬСЯ К КУКЛЕ ДЛЯ МЕНЯ ВСЕ РАВНО, ЧТО ШАНС ПРИКОСНУТЬСЯ К ИКОНЕ
12 июля английский аниматор-кукольник Барри Первес передал Государственному дому-музею Чайковского в подмосковном Клину миниатюрную куклу композитора, разработанную в той же мастерской, где были созданы герои для мультфильмов Тима Бертона и Уэса Андерсона. Мы встретились с мастером в английском посольстве.
В 13-минутном фильме - отрывки из дневников Чайковского
Барри Первес никогда не играл в куклы. В детстве ему нравились классическая музыка и литература. Поступление на факультет драматического искусства не принесло Первесу особого удовольствия. Он был ужасным актером.
Как-то ему на глаза попалась статья про анимацию, в которой была история про «говорящие головы». Он почувствовал, что может воплотить эту примитивную идею намного лучше авторов и… у него это получилось. С этого времени прошло 46 лет, а этот взрослый бородатый дядя все играет в куклы. Может быть, потому что у него нет детей?
- Я люблю держать их в руках. Возможность прикоснуться к кукле для меня все равно, что шанс прикоснуться к иконе. Странно для мужчины моих лет, неправда ли? – смеется Первес. – Но мы не должны тратить время, делая из них реальных живых людей. Анимация - это метафора. Оскар Уальд сказал: «Дайте человеку маску, и он скажет вам правду». Куклы тоже могут быть честными, - уверен английский режиссер.
Все фильмы Барри Первеса очень театральны. Это и есть его подход, выработанный стиль. В его куклах есть спонтанность. Будь-то «Next» или «Перо». И большинство из этих короткометражек совсем не для детей. Во многих работах он выходит за рамки, добавляя кукле сексуальности или заставляя ее мучиться. Таким образом он добивается глубокой эмоциональной связи со зрителем.
- Когда я снимал, мне хотелось оставить их наедине, - убежать, а потом подглядеть: чем же они там занимаются, - признается он. Может быть, поэтому мне никогда не наскучивала работа с куклами. Они – мое альтер-эго. Больше всего мне нравится изображать. Например, некоторых поставит в тупик задача показать, что жаба может слышать звук подъезжающей машины, ведь у нее же нет ушей. А меня это наоборот только подстегивает, - объясняет аниматор.
Но самое главное в кукле, по мнению английского мастера, это глаза. В них отражается мыслительный процесс персонажа. Все его куклы - с голубыми глазами. И все они непременно моргают.
- Мы должны создать иллюзию того, что у куклы есть мозги. Но, чтобы заставить ее жить, для начала у вас должна быть хорошая, гибкая пластичная кукла. Потом - технические навыки, чтобы ее можно было двигать и создавать эмоции. Ну, и конечно же, кукла без экспрессии - просто мертвое произведение, - делится своими секретами Барри.
И все же главным альтер-эго этого сумасшедшего и немного наивного аниматора стала кукла Чайковского, которую он и привез после долгих странствий по миру в столицу.
- Я боюсь расплакаться, прощаясь с этой куклой. Последние четыре года - это был мой ближайший друг. Когда я снимал фильм о Чайковском, никто не прикасался к нему, даже оператор. Я не мог даже положить его в коробку, потому что боялся, что он задохнется, - откровенничает режиссер.
- Когда мне было четыре года, я впервые услышал музыку Чайковского. Я попал на крючок этой сказки, где люди превращаются в лебедей. Я был пленен, - рассказывает Первес.
В 13-минутном короткометражном фильме «Чайковский. Элегия» режиссер и генеральный продюсер студии «М.И.Р» Ирина Марголина вместе с Первесом собрали самые эмоциональные отрывки из дневников композитора.
«Если бы не было музыки, имел бы смысл сойти с ума», - пишет Чайковский. «Если б не было кукол, не было бы и меня» - добавляет Барри, который с помощью своей анимации обращается к людям.
Оксана Полякова
|