ПЛЯТТ ОТМЕЧАЛ НЕ ЮБИЛЕИ, А АНТИЮБИЛЕИ
25 лет назад перестало биться сердце выдающегося советского актера. Миллионам зрителей народный артист СССР Ростислав Плятт запомнился по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Подкидыш», «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Семнадцать мгновений весны»…Судьба отмерила ему 80 лет жизни. О том, каким человеком был Ростислав Янович, рассказал его друг и коллега народный артист России Анатолий Адоскин.
Привод в милицию
— Анатолий Михайлович, а помните ваше знакомство с Ростиславом Пляттом?
— А познакомились мы, работая в театре. Я, начинающий актер, был во вспомогательном составе. И, конечно, восхищался талантом Плятта. При этом он был прост и доступен для общения. В коридорчике, неподалеку от гримерок, стоял диван. Во время антракта там собирались актеры, рассказывали байки и анекдоты, много шутили… Среди них был и Ростислав Янович. Мы, молодые актеры, всегда могли подсесть, послушать.
Конечно, много общался с Пляттом. И, что интересно, с ним можно было себя чувствовать абсолютно на равных, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она просто не чувствовалась.
— Вы общались и вне работы?
— Да, мы подружились. Не раз я бывал у него в гостях. Запомнилось, как однажды Ростислав Янович достал коробку с наградами, а в ней рядом с орденами лежал… милицейский протокол о его приводе в милицию за хулиганство. Как рассказывал Плятт, в конце 1930 годов он решил обнаженным искупаться в Москве-реке неподалеку от Кремля. Конечно, это не могло остаться незамеченным стражами правопорядка. От серьезного наказания Ростислава Яновича спасло то, что он уже был довольно известен по роли в фильме «Подкидыш».
Вообще Плятт был неординарным человеком. Например, отмечал не юбилеи, а антиюбилеи. Это были «капустники», на которых в его адрес шутили и ему это очень нравилось.
— Слышала, именно вы были зачинщиком тех необычных праздников.
— Да, так и было. К примеру, однажды, когда праздновали юбилей Плятта в театре, поздравить его пришла делегация «из колымских лагерей». «Милиционеры» ввели в зал «уркаганов». Один из них, сняв шапку, говорил: «Дорогой Ростик, мы, делегация театральных хулиганов, пришли поздравить тебя с твоей цинической деятельностью». Не сценической, а «цинической»!
Все это, конечно, были артисты. А потом всех своих друзей и коллег Ростислав Янович приглашал в ресторан. И это было роскошно! Праздновали в самых лучших заведениях. Плятт во фраке стоял у входа и встречал гостей, каждому пожимая руку. А на столах каких только яств не было! Плятта продолжали поздравлять «варяжский гость», «индусский гость» (его роль исполнял я)… Всегда было безумно весело!
Ему нравилась популярность
— У вас сохранился какой-нибудь памятный подарок от Плятта?
— Пригласительные билеты на его юбилеи, где он в стиле ХIХ века писал, что имеет честь пригласить меня с супругой на торжество. Ростислав Янович рассылал их всем гостям.
— За границей Ростислав Янович часто бывал?
— С театром ездил много. И в фильмах снимался за рубежом. Как-то мы поехали в ГДР на гастроли. Отправились погулять по Берлину. Он шел с тростью, в потрясающем длинном черном пальто и котелке. Лорд! Прохожие при виде его столбенели. Феноменальный человек! Даже в старости это был грандиозный старик.
— Говорят, Плятт обладал удивительным качеством помогать коллегам и друзьям в самых непростых ситуациях.
— Боже мой, скольким он занимал деньги! Сколько хлопотал за других. Например, помог Сергею Юрскому перейти из Ленинградского Большого драматического театра в Театр имени Моссовета. Это было невозможно! Юрский общался с Бродским, Окуджавой и поэтому попал в немилость к ленинградским партийным властям. И именно у них нужно было просить разрешения на переход.
Но Плятт придумал вот что. Вместе с Раневской они пригласили очень большого чиновника из Моссовета, жившего с ними в одном доме, на свой спектакль. А потом этот деятель с женой пришел домой к Раневской с большим букетом. Тут-то и произошел разговор о Юрском. Чиновник не знал, кто это. Но Плятт говорил, что это замечательный артист и очень нужен их театру. А Фаина Георгиевна то и дело повторяла: «Какой талант!» В результате чиновник позвонил в Ленинград и Юрского отпустили в Москву.
— Как Плятт относился к славе?
— Ему нравилась популярность, он очень любил, чтобы его узнавали. Помню, мы сидели на лавочке. И какой-то прохожий вдруг перепутал Ростислава Яновича с другим актером. Он был потрясен и очень обиделся.
Ольга Сметанская
|