ДЛЯ МУСУЛЬМАН ПРАЗДНИКИ НОСЯТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
28 июля праздник Крещения Руси совпал с мусульманским праздником Ураза-байрам. В Интернете стало популярным сравнивать масштабы торжеств и количество участников двух праздников на примере столицы. Корректно ли такое сравнение? Размышляет протодиакон Андрей Кураев.
Ураза-байрам в день Крещения Руси
День Крещения Руси — очень недавнее нововведение. Как государственная памятная дата он утвержден в 2010 году. В церковном календаре такого праздника вообще нет до сих пор. Я беру календарь на этот год, там указан день памяти князя Владимира, никаких особых упоминаний про день Крещения Руси в календаре Издательства Московской Патриархии нет.
Есть циркулярное письмо из Патриархии, разосланное в июле 2011 года по епархиям Русской Православной Церкви, с указанием 28 июля, в день церковной памяти св. кн. Владимира, после литургии служить особый молебен в память Крещения Руси. И только. Нет ничего страшного в том, что люди в массе не очень хорошо знают содержание недавних циркуляров Московской Патриархии.
Эта недавняя новелла еще не набрала никакой исторической инерции. Я смотрю на публикации православных сайтов прошлых лет, там писали только о том, что «Крепко укоренилась традиция в этот день проводить заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре». Но сегодня мы этой традиции уже не видим.
Ураза-байрам нужно сравнивать с Рождеством или Пасхой, а не с днем, с которым он случайно совпал. Напомню, что мусульманский календарь скользит, он основан на лунном цикле, и Ураза-байрам может отмечаться как зимой, так и летом.
Также нужно помнить, что для мусульман, живущих в Москве, такого рода праздники носят скорее политический характер, чем религиозный. Огромный процент тех, кого мы сейчас видим в этом стечении народа на улицах Москвы, в обычные пятницы в мечети не ходят. Мы не видим, чтобы пропорционально накоплению мусульманских гастарбайтеров в Москве в московских торговых сетях снижалось потребление свинины или вина. Это очень номинальные мусульмане, для которых важно дважды в году собраться вместе и показать: «Мы здесь есть, нас много, поэтому вы все должны нас уважать». Это вполне понятное желание, но внутренне оно скорее политическое, а не религиозное.
Поддаемся пропаганде ненависти
Наше празднование Пасхи сегодня лишено этнообразующего смысла. На Пасху в храм идет уже только человек, у которого есть религиозное желание. Это уже не является туризмом: современный мир предоставляет множество куда более интересных зрелищ, и кто хотел — всё уже увидел или может увидеть по телевизору. Сегодня в храмах на Пасху уже не очень много любопытствующих.
В прежние годы храмы опустошались после крестного хода в Пасхальную ночь, а сегодня ряды хотя и редеют, но не в десять раз, а максимум в два. Причем и вполне церковный прихожанин может не иметь сил достоять до утра: он пришел на крестный ход, потом съездил домой, поспал, придет на позднюю литургию. Ребенка тоже лучше привести только на крестный ход, а потом утром на службу. Незнакомые молодые люди, которых всегда замечаешь на службе, в этом году достояли пасхальную литургию до конца.
Хорошо, что мы сегодня относимся к православию именно как к православию, а не как к политической идеологии. Поэтому не очень корректно сравнивать праздники христианства и ислама, который всегда был не столько религией, сколько образом жизни и политической программой (причем весьма симпатичной политической программой по многим параметрам — например, социальной справедливости). Тем более не стоит сравнивать поведение православных в Москве и гастарбайтеров, живущих в экстремальных условиях чужой для них культуры.
Для тревоги о нашем христианстве есть масса оснований, но они совершенно другие. Я далек от того, чтобы награждать нас почетными грамотами, но ведь показатель нашего христианства — это даже не наполняемость храмов, а например, то, с какой легкостью мы сейчас поддаемся пропаганде ненависти. Это касается и украинцев, и русских. Страшна легкость, с которой мы кушаем пропаганду войны, распространяем очевиднейшие фейки, порождающие ненависть.
Я все время получаю вопросы о том, почему не публикую в блоге фотографии убитых на Юго-Востоке Украины. А что, я обязан публиковать материалы, порождающие ненависть? Такие фото — повод для укоренения себя в ненависти, которая начинает считаться праведной. Это не доброе дело для христианина. То есть я далек от мысли заявлять, что мы в нашем современном состоянии — идеальная христианская страна. Но не из-за более многолюдного по сравнению с днем Крещения Руси празднования Ураза-байрама.
Записала Александра Сопова
|