СЕЛЬСКИЙ «ОТЕЛЬ» НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВРАЩАТЬСЯ В МИНИ-ГОСТИНИЦУ
У детей начались каникулы, у взрослых – пора отпусков. Где отдохнуть, если финансы поют романсы? Прежде городская семья снимала за недорого домик в деревне. Но агротуризм, как это теперь называют, так не получил у нас должного развития. Почему?
Продают горожанам воздух
Где поставлено дело хорошо? В Карелии, на Алтае, в Астрахани, в курортных зонах. Ещё в Ленинградской области. Пожалуй, всё. Ленинградская область – та даже служит своеобразным полигоном, где обучают других. А одними из родоначальников возрождения агротуризма здесь стали братья Богатырёвы.
В 90-е годы они, городские жители, в числе фермеров первой волны получили землю в Лужском районе. Постепенно определилась специализация – заготовка и продажа кормов. Но траву можно было косить два-три месяца в году. А что делать остальные девять?
– Продавать горожанам воздух, – решили братья, имея в виду не баночки с воздухом, какие продавали отдыхающим предприимчивые одесситы, а самый настоящий деревенский воздух, насыщенный ароматами трав и цветов, вкупе с окружающей природой – лесом, озером, речкой. Отдых, приправленный национальными традициями – банькой по-чёрному, квасом, гармошкой, пляской, песнями и прочими забавами. Взяли в кредит денег, и на фундаменте старой разрушенной мельницы на Чёрной речке стали строить свой первый гостевой дом. Впоследствии их туристическая база так и стала называться – «Мельница на Чёрной речке».
Каким внутренним чутьём они угадали, что вскоре все это будет востребовано? Ведь примерно в то же время туроператоры Питера сбивались с ног в поисках того, что бы этакое предложить городским клиентам, пожелавшим провести выходные или праздники на свежем воздухе? Места в пансионатах в такие дни быстро расходились, да и были они дороговаты для горожан среднего достатка. А тут старая мельница на речке, и цены более чем приемлемые.
Та группа, которая впервые приехала на отдых в Лугу, и помогла братьям выплатить первый кредит, взятый ими на строительство. Новые деньги от новых гостей Богатыревы пустили уже на расширение своего предприятия. Вскоре рядом со старой мельницей выросли уютные домики, рассчитанные на 2-3 гостей, со всеми удобствами и индивидуальными саунами, с оригинальными интерьерами.
А сегодня здесь целый туристический комплекс с бильярдной, настольным теннисом, залом отдыха, современной кухней, где круглый год подаются на стол экологически чистые продукты с натурального фермерского хозяйства – овощи, мясо кролика, мёд, клубника.
В те же 90-е годы приехал на Карельский перешеек в Выборгский район и Владимир Алкснис. С женой Ириной садили картофель, разводили коров, свиней, птиц. Владимир мечтал о страусах. Кто-то свел его с американцами, которые имели дела в Австралии. И однажды в сырых ленинградских лесах у берега Финского залива появились диковинные птицы. И не только выжили, но прижились, стали нести яйца, выводить птенцов.
Поначалу никому, кроме хозяев, это не было интересно. Но как-то Владимир рассказал о своей страусиной ферме на одном из туристических слетов. Сработало. Вначале робко, потом все увереннее потянулись на ферму гости. Хозяева радовались им и принимали бескорыстно, но гостей прибавлялось, и времени они требовали себе все больше. Возникла идея формировать группы. Туристам предлагали экскурсию по ферме, которая включала в себя рассказ о современной страусиной индустрии, истории разведения птиц и других животных. Потом поход на расположенную неподалеку линию Маннергейма и экологической тропой через озеро и болото в лес. Находившись и наигравшись на свежем воздухе, гости стали спрашивать, а нельзя ли чего-нибудь покушать? Возникла потребность в столовой. И она сама собой решила проблему не только голодных туристов, но и самих фермеров, ломавших голову, куда и кому сбыть выращенную продукцию. Теперь на гостевой стол пошли и мясо, и овощи. На полках ждали покупателей расфасованные по пакетам картофель, капуста, лук, морковь.
Нагулялись, накушавшись, горожане просили, а нельзя ли приехать на выходные или даже на всё лето? И хозяева стали строить гостевой дом. В нем сегодня два этажа. На первом – дорогой люксовый номер с отдельным входом, гостиной, душем, санузлом, и общая гостиная с кухней. На втором – шесть недорогих двух и трёхместных комнат для семейного отдыха. Ферму назвали «Австралийский хутор». Информацию о ней разместили в Интернете и туристических справочниках, туроператоры города включили её в свои каталоги. И дело пошло.
Туристическая индустрия во всём мире сейчас переживает период активного развития. При этом параллельно с традиционными (активными и массовыми) формами отдыха получают развитие новые, всякого рода «зелёные» путешествия: вместо отдыха по формуле «солнце-море-песок» предлагается формула «пейзаж – традиции – досуг».
В Европе сельский туризм поощряется на государственном уровне. Доля экопутешествий в этих странах составляет около 20% от всех туристических услуг, а темпы ежегодного прироста достигают 30%. А это и рост занятости, и развитие сельской инфраструктуры, получение стабильных и весомых доходов крестьян, укрепление бюджета сельских поселений. «Главным плюсом от развития туризма являются даже не сами доходы, а появление новых рабочих мест», – считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Вот и бывший геолог Владимир Алкснис говорит:
– Сегодня ситуация на рынке туристического бизнеса такова, что люди стали менять направления своего отдыха. Если раньше приоритетом был пляжный отдых, то теперь многие хотят более наполненного времяпрепровождения.
Пытаются увести в тень
Сельский туризм, по его мнению, немногим отличается от дачного, который существовал ранее, когда люди снимали домик на лето. Но в отличие от него здесь всю заботу о госте берут на себя хозяева фермы. Селят, кормят, ухаживают, предлагает услуги. И чем больше разных услуг, тем выше доход. Причём, доход от туризма может быть значительно больше, чем непосредственно от самого сельскохозяйственного производства.
Но в большинстве регионов агротуризм пока больше похож на игру в жмурки, с той лишь разницей, что глаза завязаны у обеих играющих сторон – того, кто ищет, где отдохнуть, и того, кто этот отдых готов предложить.
– Здесь не хватает одного звена в стандартной схеме туристского воспроизводства, – говорила представитель администрации Ленинградской области Татьяна Гаврилова, которая много лет координировала развитие сельского туризма в регионе. – Есть производители услуги, есть потребители, но они никак не соединены между собой. Нет того, кто продает эту услугу, кто её продвигает.
Головной болью для организаторов деревенского туризма являются цена за электроэнергию и большие налоги. Они и съедают основные доходы. А небольшая прибыль почти полностью уходит на содержание огородов, деревянных домов, скотины и экзотических животных. На рекламу средств нет, и единственным инструментом пиара остается сарафанное радио. Но главное, некие расторопные люди все настойчивее пытаются увести этот новый пока для нашей глубинки, но, безусловно, перспективный бизнес в тень. И в Ленинградской области всячески стараются этому противостоять.
– На сегодня существует три блока вопросов, – говорит Татьяна Гаврилова. – И если мы два из них – совершенствование законодательной базы и формирование стандартов обслуживания – решим, то третий – налогообложение – выстроится сам.
Законодательная база на сегодня значительно отстает от реальности. В ней нет даже такого понятия, как гостевой домик, поэтому часто налоговики уравнивают избушку без удобств с отелем, а пожнадзор, санслужба предъявляют к ним совершенно безумные требования. Кстати, в Польше, если ты в деревне сдаешь под проживание до 10 мест, то вообще налоги не платишь.
Но и ставить на одну доску номер с санузлом и телевизором и времянку с удобствами во дворе тоже нельзя. Поэтому, исходя из условий проживания и перечня услуг, необходимо провести градацию всех гостевых домов, используя для этого не звёзды, как это делается в гостиницах, а иную символику – ёлочки, ромашки. Белорусы, к примеру, рисуют цапель. И гостевой домик с пятью елочками по цене и налогообложению должен существенно отличаться от домика с двумя елочками. Но при этом сельский «отель» ни в коем случае не должен превращаться в мини-гостиницу.
Его изюминка как раз и заключается в том, что он стоит на территории крестьянского или фермерского хозяйства, где можно сорвать с веточки клубнику, покормить поросят, подоить корову, испечь вместе с хозяйкой пироги или порыбачить с хозяином на местной речке, а вечером у костра попеть песни под гармошку.
В Ленинградской области, которая стала одной из базовых по развитию сельского туризма, тоже не всё сразу проходило гладко. На первых порах турфирмы пытались монополизировать эту сферу, подмять под себя, оставляя крестьянину крохи. Но вмешалась областная администрация.
– Чтобы убрать этот бизнес из тени, мы прислонили его к крупным туристическим агентствам и информационным центрам, созданным на бюджетной основе, – делится опытом чиновница Гаврилова, некогда сама работавшая в одном из турагентств. – Там существует наработанная годами форма взаимодействия между производителями услуг и его реализаторами, по которой у туристического агента норма прибыли не может быть свыше 10%.
А информационные центры, которые созданы на базе центров поддержки предпринимательства, готовы вообще взять на себя всю ответственность по уплате налогов за оказание туристических услуг крестьянскими семьями. Допустим, некая семья хочет попробовать себя в этой сфере и пригласить первых гостей. Зачем ей создавать юридическое лицо, совершать другие бюрократические действия, которых она не знает и боится? Достаточно заключить договор с информационным центром. По нему семья обязуется раз, два, три или сколько пожелает раз за лето сдать свой домик под туристическое обслуживание, а ищет клиентов и платит налоги сам центр. Крестьянин же получает плату за аренду своего домика. По заранее установленным расценкам.
К сожалению, в России эта форма пока не прижилась. Но, тем не менее, сельский туризм всё же развивается. В Ярославской области есть целые деревни, в которых все желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня вместимостью до 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. Хозяйка самолично парит гостей березовым веником, а потом угощает деревенским молоком и творогом. По своей популярности этот туристический объект может конкурировать с национальными музеями.
Жители Углича активно создают различные частные музеи – кукол, водки, чайников – список предметов показа весьма разнообразен и количество таких музеев в городе уже более 30. Наверняка, подобную возможность имеет каждое село. Главное – позиционировать своё дело, как туристический объект, и активно его продвигать, привлекая потенциальных партнёров и клиентов. Доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм – это продажа новых впечатлений и положительных эмоций. Музеи в сельской местности и малых городах становятся серьёзным фактором мотивации отдыха. С их помощью люди как бы вживаются в живую ткань сельского быта, они могут почувствовать, потрогать, понять вкус чего-то, что очень важно для сельского туризма.
Александр Калинин
|