ДЕРЕВО ЖИЗНИ СТАЛО ДЛЯ НЕЕ УБЕЖИЩЕМ
Выращивая дерево, Ирина пытается обрести хоть какую-то осмысленность своего существования. После телефонного разговора с сестрой Светой Ирина Александровна практически решилась на переезд. Жить одной в Москве было тяжело, грустно.
Они были очень счастливой семьей
А там, в родном маленьком Таганроге, — родня. Сестра Света, племянники. Старый родительский дом, во дворе растут вишни и яблони. Через дорогу — старая школа, в которую когда-то давно ходила Ирина. Как давно она не была в родных местах! Уже не один десяток лет считает она себя москвичкой. Здесь встретила своего Бориса, здесь родила маленького Бореньку. Здесь обзавелись двухкомнатной квартиркой, обставили ее по своему вкусу. Здесь гуляли с Боренькой — сначала возили в коляске, а потом он сам катался на велосипеде. Рядом с Ириным домом зеленел большой сквер.
Садится на скамеечку в сквере и вспоминает… Вокруг бегают дети, шумят, кричат. И ей каждый раз кажется — где-то за деревьями прячется и ее сыночек. Беловолосый, голубоглазый, в матроске.
Их маленькая семья — Ирина и два Бориса, большой и маленький, — была очень счастливой. Работали Ира и Борис-старший в одной больнице. Борис был хирургом, а Ирочка — молоденькой сестричкой. На летнюю практику в мединституте отправили ее в эту больницу, и в первый же свой рабочий день Борис ее заприметил. Роман развивался стремительно. Медицина приучила решать вопросы незамедлительно. Вот уверенный в себе Борис и решил. И все у них было как надо. Свадьба и поездка потом в Таганрог — знакомиться с Ириной родней.
А ровно через девять месяцев родился Борис-младший. Вот оно, счастье! Фотографии тех лет сохранили крупицы того счастливого времени. Борис-старший увлекался фотографией и фиксировал каждый миг их жизни. Вот Ира с животиком, подняла руки к волосам. Вот ее лицо — крупным планом: модный тогда начес светлых волос, глаза подчеркнуты черной стрелкой. А вот маленький Боря.
Светлые прямые бровки, круглые глаза. Боря на пони, Боря на качелях, Боря празднует свой пятый день рождения… Они были очень счастливой семьей... Ира не работала — занималась домом. А Борис-старший рос профессионально. Ему прочили должность заведующего отделением...
Все закончилось в одночасье тем летним, таким ясным, днем. Борю-младшего после первого класса отправили в лагерь. Чтобы больше был на воздухе, чтобы общался с другими детьми, веселился… Но что-то не сложилось — все-таки Боря-младший был очень домашним ребенком. И Борис-старший, замечательный отец, в первые же выходные рванул в лагерь.
Хотел навестить сына, уговорить остаться. Ире ничего не сказал, чтобы не волновать. А потом увидел заплаканные глаза Бори-младшего и решил забрать его домой. Он добрый был, Борис-старший… Такие отцы — редкость. Помчались домой на машине и не вписались в поворот.
Ирине позвонили и сказали: «Ваш муж и сын погибли». А она говорила: «Вы что-то путаете, этого не может быть, мой сын сейчас в лагере…» Но это оказалось страшной правдой. И Ирина осталась совсем одна.
Косточка авокадо
Оцепеневшая, почерневшая, бродила она по опустевшей квартире. Помнит, как нашла носочек Бори-младшего и упала на пол, зашедшись в рыданиях. Вот, пожалуй, единственное, что сохранила ее память из тех страшных месяцев. Кто-то ведь был рядом с ней — коллеги Бориса, сестра, приехавшая из Таганрога…
Она-то, сестра, и заметила первой росток непонятного растения в цветочном горшке. Рядом с традесканцией появился какой-то удивительный росток — красноватый, крепкий. Рос не по дням, а по часам. Ирина вспомнила: еще весной принес ей Борис-старший странный заморский фрукт: авокадо. Зеленая плотная кожура, забавная косточка посередине. Ему привез этот фрукт один из благодарных пациентов. А Борис принес своей семье — Ире с сыном.
Авокадо на вкус оказалось довольно противным, маслянистым. Боря-младший есть не стал, а Ира намазала на лицо. Хотела оставаться вечно молодой, глупая. Думала: чтобы всегда нравиться своему Борису… Эх, заглянуть бы туда, в прошлое, хоть на пять минут. А косточку Борис-младший, проказник, засунул в цветочный горшок. И вот прошло несколько месяцев.
И уже нет Борисов, младшего и старшего. А авокадо проклюнулось и начало расти. Такой привет из той, еще счастливой, жизни.
Это деревце, которому нужна была забота и внимание, и вернуло Ирину из оцепенения, из небытия. Стало казаться — где-то далеко живы ее муж и сын, раз смогли передать такой вот привет в виде экзотического растения. Сестра уехала домой, коллеги перестали приходить, а потом и звонить. Ирина сразу как-то постарела.
Устроилась в ближайшую больницу — медсестрой. В работе проходили дни и месяцы. Жизнь потеряла смысл. И только авокадо радовало. Оно росло, выбрасывало здоровые кожистые темно-зеленые листья. Ирина пересаживала растение во все большие горшки, потом — кадушки. Прищипывала верхушку — формировала крону.
За пятнадцать лет дерево заняло уже половину комнаты, той, маленькой, Боренькиной. Вечером Ирина сидела с книжкой или с вышиванием под раскидистой кроной. Разговаривала со своим деревом, как разговаривала когда-то с Борисом-старшим. Рассказывала про нехитрые больничные новости, про свое здоровье, про то, что племянники уже совсем большие, окончили школу… И вот — опять телефонный разговор со Светланой.
И все сходится — надо уезжать туда, в Таганрог, чтобы быть со своими. С племянниками, с сестрой... Ирина Александровна все понимает, со всем согласна. Только один вопрос — как оставить дерево, посаженное Боренькой-младшим? Дерево, которое выросло из косточки странного фрукта, подаренного Боренькой-старшим. Оно, дерево, живое... Ира называет его деревом счастья. И у него, дерева, тоже никого нет, кроме Ирины…
Комментарий эксперта
Анетта Орлова, психолог:
- Героиня пережила самое страшное, что может быть в жизни, — утрату ребенка и мужа. Дерево, которое посадила Ирина, стало для нее чем-то вроде психологического убежища, способом хоть как-то переносить свое горе.
Дерево символизирует все близкое и родное. Это одна из фаз горевания, которую проходит человек после утраты, своеобразное отрицание происходящего.
Выращивая дерево, Ирина пытается обрести хоть какую-то осмысленность своего существования. Не зря она устроилась медсестрой: такая работа тоже приносит облегчение. Женщине нужно ехать к сестре. В этой ситуации героиня должна проявить все свое мужество жить. А дерево можно пересадить на новое место, в Таганроге.
Екатерина Рощина
|