ГОСПОДЬ ПРЕДСТАЛ НЕ ЗЕМНЫМ ЦАРЕМ, А СЫНОМ БОЖЬИМ
Преображение Господне является одним из наиболее чтимых православных праздников, который отмечается 19 августа и в народе называется Яблочным Спасом. Этот праздник посвящён воспоминаниям о Преображении Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, не задолго до его распятия.
«Снять с яблок грех»
Иисус Христос озарился не земным светом, одежды его стали белее снега, предстал перед людьми в преображённом Божественном свете, тем самым визуально являя царствие Божье на земле. Таким образом, Господь предстал перед людьми не земным царём, а сыном Божьим.
В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Литургия этого праздника проводится накануне ночью и заключает в себе воспевание таинства явления Славы Царствия Божьего на земле, с упоминанием молитв Пресвятой Богородицы.
Праздник Преображения Господня несёт в себе смысл духовного преображения человека, по образу Иисуса Христа. Молитва, покаяние и духовное совершенствование должны являться основными мыслями в этот день для каждого человека. Путём искреннего раскаяния, исповеди и таинства Причащения, человек очищается от грехов и духовно преображается.
Всеми своими чувствами, устремляясь к Богу, истинный православно верующий должен пересмотреть свою жизнь, вспомнить все неугодные Богу дела, которые он совершал и вынести из этого определённые заключения, которые в дальнейшем повлияют на его мысли и поступки. В свою же очередь Господь, наблюдая искреннее раскаяние и веру, преобразит жизнь верующего в лучшую сторону, облегчит насущные скорби и непременно исполнит желания, исходящие от чистого сердца.
В русской народной традиции Преображение называется Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
До этого дня крестьяне не употребляли в пищу никаких плодов, тем более яблок. На столах был богатый выбор овощей, зелени. А съесть хотя бы одно яблоко не разрешалось даже детям. Дело в том, что яблоко считалось греховным плодом. Ведь именно им была введена в искушение Ева. Поэтому первые яблоки следовало непременно освятить в церкви, «снять с них грех».
Освящение яблок ранее происходило особым образом. В этот день ранним утром к церквям в городах и селах подвозили возами яблоки. Возле церковных оград спонтанно возникали целые яблочные базары. Священники во время утреннего богослужения выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. В этот день был самый большой спрос на фрукты — все они разбирались за очень короткое время. Затем, в последующие дни, цены на фрукты сильно падали, опускаясь до нижнего предела. Яблочные базары в день Яблочного Спаса были особенно шумными и веселыми.
В этот же день полагалось непременно раздавать фрукты бедным людям, одарять овощами и фруктами нищих, а больным посылать их на дом. Этот обычай соблюдался очень строго.
Гадания на Яблочный Спас
После того как девушки попрощаются с летом, на полянке непременно разжигался костер и девицы, а также холостые парни гадали. Для этого каждый приносил по одному освященному яблоку из своего сада. Одинокие люди обоего пола подносили к огню яблоки на веревочках и закручивали их. Считалось, что тот, чье яблоко упадет первым, вскоре вступит в брак. Владелец же последнего упавшего яблока был обречен остаться одиноким.
Гадали молодые люди также по яблочной кожуре, брошенной через плечо. Для этого девушка или парень очищали одной полоской яблоко из своего сада. Тот, у кого полоска была самой длинной, первым подходил к огню и, повернувшись к нему спиной, бросал в пламя через левое плечо кожуру. Затем все наблюдали: если кожура быстро сворачивалась, сжималась в комок, это значило, что год для этого человека будет не очень удачливым, если же она, наоборот, расправлялась, сильно «корчилась», это символизировало удачу или же долгую дорогу, новые впечатления и встречи. Если кожура очень долго лежала неподвижно в огне, не сжимаясь и не расправляясь, в одних областях это считали предзнаменованием большого несчастья, скорой болезнью; а в других — знаком того, что парень или девушка скоро вступит в брак.
Н. А.
|