САМОУЧКА-ЧАСОВЩИК ПРЕВЗОШЕЛ САМОГО СЕБЯ
Наручные часы автора Валерия Даневича полностью выполнены из дерева, даже ремешок. Только пружина, которая приводит их в действие, — из металла. Валерий Даневич первым в Украине представил часы собственного производства на всемирной выставке в Базеле. А недавно мастер был удостоен высокого звания академика Академии независимых часовщиков в Швейцарии. Многие коллекционеры из разных стран мира мечтают приобрести часы Даневича для своей коллекции. Однако работа настолько кропотливая и филигранная, что на создание одних часов может уйти от полугода до года.
Хобби превратилось в профессию
— По профессии я столяр-краснодеревщик, — рассказывает Валерий Даневич. — Первые часы создал в 2008 году. А до этого проектировал и изготавливал мебель, лестницы. Владел маленьким предприятием. Но грянул кризис, фирму пришлось закрыть, я впал в депрессию. И… начал «ковыряться» в часах. А вскоре это стало моим хобби. Многие говорили: мол, несерьезно, быстро надоест и я такое занятие брошу.
Но мне становилось все интереснее и интереснее. Стремился сделать необычные часы. Например, создал настенные часы, которые весили всего два грамма. У них был круглый циферблат диаметром 18 миллиметров. Потом — часы-кулон, которые весили четыре грамма. Работа заняла целый год!
А вот, к примеру, настольные часы в виде яйца, которые я назвал «Рождение времени». Создавал их к Пасхе. Эти часы со скелетированным механизмом с функцией турбийона. Скелетированный механизм означает, что все детали его насквозь просматриваются. А турбийон — часть механизма с маятником, вращающимся вокруг своей оси. Это и декоративный элемент. Говорят, у мужчины на руке часы с турбийоном — это как у женщины в ушах серьги с бриллиантами.
— Какие же самые необычные часы вам приходилось создавать?
— Думаю, деревянные наручные часы с парящим турбийоном и ретроградным указателем времени. Сложный механизм. Делал я его семь месяцев. Работал почти круглосуточно — спал лишь по три часа. А история создания его такова. Увидев мои работы на выставке в Базеле, мной заинтересовалась Академия независимых часовщиков — очень авторитетная в Европе и во всем мире. В ней представлены 12 стран: Швейцария, Германия, Италия, Франция, Англия, Япония, Китай…
На протяжении двух лет я был кандидатом в академики, а этой весной стал действительным членом академии. Чтобы стать кандидатом, нужно создавать неординарные часы, а чтобы академиком — требуется превзойти самого себя. И вот я создал деревянные наручные часы с парящим турбийоном и ретроградным указателем времени. Когда появилась идея создать их, я рассказал о задумке коллеге. Он возразил: нереально, мол. А я такой человек — скажите мне: это невозможно, и тут же попытаюсь доказать обратное.
Идеи приходили даже во сне
— Неужели всегда получается?
— Да. Я создаю уникальные деревянные часы. И иногда мне кажется, что работу сделал кто-то… моими руками. Случалось и другое. Как-то я реставрировал старинные часы. Коллекционер, который обратился с такой просьбой, почти полгода присматривался ко мне и моему творчеству. Доверил реставрацию, когда я безошибочно определил время создания часов и назвал имя мастера, который их сделал.
Идеи создания часов приходили ко мне и во сне. Как-то я посмотрел фильм «Долгота» о легенде часового дела Джоне Гаррисоне и так вдохновился, что полночи не спал. А потом в полусне продолжал думать, изобретать и в результате создал оригинальный механизм. Англичанин Джон Гаррисон — удивительная личность. Созданные им три века назад корабельные часы идут до сих пор!
— А ведь он, как и вы, был самоучкой… Кстати, откуда у вас такой талант?
— Считаю, что неталантливых людей не существует. Мне же с детства было интересно наблюдать за работой деда, отца. Дед делал мебель, достойную антикварных салонов. Отец — столяр, который фонтанирует идеями. Сколько инструментов он изобрел! У него не голова, а кладезь идей.
Я закончил профессиональное техническое училище в Киеве. Помню, что всегда хотелось чему-то максимально научиться. В четвертом классе я решил сделать миниатюрную трехсантиметровую гитару — копию настоящей. И сделал — со струнами из собственных волос. А лет в 18 мне нравилось подбирать в нашем дворе поломанные детворой игрушки и починить их наутро, чтобы обрадовать малышей. Из нескольких машин мог сделать вездеход или еще что-то необычное. Радости соседских ребятишек не было предела!
— Ваши часы действительно потрясают.
— Многие говорят об этом. На часовой выставке в Базеле одному мастеру рассказали о моих часах, и он пожелал их увидеть. Я снял часы с витрины. И он в перчатках, подобно тому как рассматривают ювелирные драгоценности, стал изучать мою работу. Вдруг я поймал пристальный взгляд мастера на себе. «Уже держу ваши часы в руках и все равно не верю, что такое можно сделать», — улыбнулся он.
Коллекционеры покупают часы прямо на выставках. Первые мои карманные часы на деревянной цепочке из цельного куска дерева приобрел американский коллекционер на часовом шоу в США. Они были немного похожи на старинные, созданные династией Бронниковых в России. Именно Бронниковы в 1837 году сделали первые деревянные часы в мире. И успешно занимались этим на протяжении почти семидесяти лет. Но, к сожалению, потом все угасло.
К слову, когда появилось хобби, связанное с часами, я мечтал увидеть часы Бронниковых не на картинке, а наяву. Но мог ли мечтать, что когда-нибудь мне доверят реставрацию этих шедевров? Однако это случилось.
Ольга Сметанская
|