СТРАНА, В КОТОРОЙ УДОБНО ЖИТЬ
"Японское общество изобретений и инноваций" недавно обнародовало первые 38 номинаций рейтинга "100 лучших изобретений послевоенной Японии". О том, что стране есть чем гордиться, миру было известно давно. А вот о том, что японцы сами себе записали в зачет, стало известно только что.
Национальная гордость японцев
Рейтинг японцев о самих себе получился весьма занятный: по тем позициям, которые в него попали, можно судить не столько о полете японской инновационной мысли, сколько о приоритетах, которые считаются ключевыми в японском обществе. Рейтинг составлялся на основании анализа масштабного анкетирования, проведенного среди обычных граждан, что исключало экспертную вкусовщину при выборе позиций,— в симпатиях состязались не предпочтения узкопрофильных специалистов, а мнения людей, рядовых потребителей и обывателей.
Критерий отбора председатель общества и по совместительству председатель совета директоров концерна Hitachi Сеяма Эцухико определил предельно просто: "Под определение инновации подпадает промышленная деятельность, изобретения, бизнес-модели и проекты как японского, так и иностранного происхождения (в случае, если они были усовершенствованы японскими специалистами), внедрение которых привело к значимым экономическим и социальным переменам".
Абстрактная вроде бы "значимость" тоже расшифрована с присущей японцам дотошностью: "Для того чтобы обделенную природными ресурсами Японию уважало международное сообщество, а жизнь нашего народа была спокойной и безопасной, необходимо последовательно создавать богатое и комфортное для проживания общество с помощью технических и особенно высокотехнологичных достижений".
На первый взгляд список материально-вещественных и невещественных богатств выглядит весьма эклектично, поскольку значимые промышленные и научно-технические достижения соседствуют с предметами, обеспечивающими удовлетворение бытовых, а порой и физиологических даже потребностей человека. Но это вполне соответствует менталитету японцев, считающих, что питание и бытовые удобства играют приоритетную роль в жизни и во многом способствуют росту и поддержанию высокой производительности труда и интенсификации производства.
Комфорт превыше всего
Проще говоря: чтобы хорошо и эффективно работать, надо удобно и комфортно жить. Вроде бы не бином Ньютона, но такая установка, сформулированная как общенациональная задача и даже более того — как общественно-экономическая модель, Японию отличает. И диковатое, на первый взгляд, соседство в рейтинге производственного метода автоконцерна Toyota, скоростного поезда "Синкансэн", туалетного сиденья Washlet и лапши быстрого приготовления в рамках именно такой модели выглядит совершенно логичным. А принцип "квалифицированной рабочей силе — технологичные бытовые товары и комфортную среду обитания" актуален и сегодня.
Образцом реализации этого принципа, кстати, стали занесенные в рейтинг "магазины шаговой доступности", или "удобные магазины", 40-летний юбилей появления которых отмечают японцы. В сегодняшней Японии они стали ключевым звеном современной инфраструктуры: сеть "удобных магазинов" насчитывает более 50 тысяч франчайзинг-отделений нескольких крупных компаний (Lawson,Seven-Eleven, Family Marts и др.) и покрывает всю территорию страны. Каждая такая точка — это не только круглосуточный магазин, где есть все необходимое от еды до канцелярских принадлежностей, но и банк, почта, опорный пункт по охране общественной безопасности и порядка и предоставлению экстренной помощи во время стихийных бедствий.
После знакомства с перечнем японских послевоенных достижений "для себя любимых" поневоле возникает вопрос: а чем же можем похвастаться перед собой и миром мы? Вопрос открытый — у нас за составление такого рейтинга пока никто не брался. Боязно?..
Сегодня Япония уже не ставит цели поддерживать высокие темпы экономического роста только ради укрепления влияния в мире, как это было в 1960-1970-е годы. Она хочет стать "страной, в которой удобно жить". Приоритет для большинства — не просто процветание, а достойная жизнь, психологически комфортное существование, в котором риски сведены до минимума.
Это желание строить общество, в котором стабильность обеспечена саморегуляцией, где люди проявляют друг к другу уважение, где решены экологические проблемы, почитаются умеренность (в смысле — осуждение излишней роскоши и корысти), безопасность каждого, приветствуется приверженность духовным ценностям. Лозунг "хорошее общество — национальная идея" формально не звучит, но по факту именно эту идею страна и пытается реализовать. Скажем прямо: не без успеха. Вот, к примеру, уже опередила всех по продолжительности жизни...
Людмила Котова
|