Алексей УЧИТЕЛЬ, режиссер: ЕСЛИ БЫ МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ СТАЛА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЕЙ, СЕЙЧАС МЫ БЫ ЖИЛИ В ДРУГОЙ СТРАНЕ
23 сентября в Москве открывается 24-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку» под председательством режиссера Алексея Учителя. Он рассказал, как в условиях санкций проводить международный фестиваль класса «А», а также снимать фильм «Матильда Кшесинская» с участием мировых звезд.
Любовь или долг?
- Говорят, что всю информацию о фильме «Матильда Кшесинская» вы держите в тайне. Боитесь непредвиденных обстоятельств?
- Все тайное скоро станет явным. Впервые в истории кино мы будет снимать сцену коронации Николая Второго, для которой построили в Петербурге грандиозную декорацию.
- Большие надежды возлагаете на историю любви балерины и последнего российского императора?
- Любой режиссер хочет получить «Оскар»… Что касается темы фильма, то она о выборе, который сделал последний российский император. Николай II, жизнь которого я очень подробно изучал, отказался от любви ради долга. Страсти кипели нешуточные. Маленькая балерина Матильда Кшесинская могла перевернуть всю мировую историю. Если бы Матильда стала российской императрицей, сейчас мы жили бы в другой стране.
- Не случись революции 1917 года, может, Москва и не стала бы столицей России… Но Москва – столица. А вы, Алексей Ефимович, один из немногих российских режиссеров, который в равной мере работает как в Москве, так и в Петербурге.
- Я родился в Петербурге, тогда еще в Ленинграде, но через некоторое время моя семья переехала в Москву. Неоднократно ловил себя на мысли: «Если бы я остался в Петербурге, то был бы совсем другим режиссером». Москва дала мне богатую палитру чувств, красок, взаимоотношений, которой в Петербурге никогда не было и не будет. К тому же Москва предполагает высокую конкуренцию, борьбу, а они, как известно, поддерживают форму и тонус.
- Когда планируете завершить фильм?
- К концу 2015 года. Картина огромная, историческая, с сотней актеров, с огромными массовками. Это целая эпопея, на которую я замахнулся.
Для Толстого еще не созрел
- После такого опыта сможете экранизировать роман Льва Толстого «Война и мир»! Кстати, как вы относитесь к Льву Николаевичу?
- Принадлежу к числу режиссеров, которые мечтают снять «Анну Каренину». Это моя давняя, сильная, отчасти безумная мечта. Однажды я даже был близок к ее осуществлению, но вовремя остановился. Встречался с родственниками Льва Николаевича, которые рассказали мне много уникальных историй о писателе. Поверьте, в жизни Толстого столько интересного, неизведанного, что открывать и открывать!
- Помню ваш проникновенный фильм «Дневник его жены», посвященный непростым взаимоотношениям Ивана Бунина и его жены Веры Муромцевой. Нет ли желания снять фильм о браке Льва Толстого с Софьей Андреевной?
- Вопрос не в том, хочешь ты снять эту историю или не хочешь. Необходимо осознавать: созрел ли ты для этого замысла, достоин ли, сможешь ли удивить мир?
- Ваш фестиваль называется «Послание к человеку». С каким посланием вы, режиссер Алексей Учитель, обратились бы сегодня к человечеству?
- Послание – дело гибкое, актуальное – ведь мир каждую секунду меняется… Я думаю, что самая страшное, опасное, угрожающее явление – насилие. Лично я не могу понять, как люди, которые недавно улыбались друг другу, через некоторое время начинают убивать? Меня беспокоит вопрос: «Как из друзей, братьев мы превращаемся в ярых врагов?». Мое недоумение относится не только к той ситуации, которая сегодня происходит на Украине, а к природе насилия. «Как воспитать человека, чтобы в нем не было агрессии, ненависти, вражды?» - главный вопрос моего послания.
- В этот раз фестиваль впервые покажет свои фильмы в знаменитой московской тюрьме «Матросская тишина». Выездные смотры «Послания к человеку» в питерских «Крестах» - традиция. Почему вы решили включить в программу главную тюрьму России?
- Судя по фестивальной практике в «Крестах», заключенные с большим интересом смотрят фильмы, а потом бурно обсуждают их с авторами. Более того, между заключенными и режиссерами происходит обоюдный процесс обмена мнениями, впечатлениями. Многие кинематографисты никогда в жизни не бывали в российских тюрьмах, и фестиваль предоставляет им эту возможность. Люди, отбывающие наказание в тюрьмах, благодаря работам как российских режиссеров, так и зарубежных, могут делать выводы, сравнивать, анализировать и, надеюсь, размышлять.
Анжела Заозерская
|