Олег БАСИЛАШВИЛИ, актер: СЕЙЧАС МИЛЛИАРД РАЗВЛЕЧЕНИЙ. ПОТОМУ ЧТО ЧАСТЬ ПУБЛИКИ УШЛА ИЗ ТЕАТРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ В НОЧНЫЕ КЛУБЫ И РЕСТОРАНЫ
Замечательному актеру Олегу Басилашвили сегодня исполняется 80 лет. Даже к столь серьезной цифре относится он спокойно, а от слова «юбилей» отталкивается двумя руками: очень не любит такого рода торжества. Да и как-то не вяжется эта дата с энергичным, как всегда, полным планов Олегом Валериановичем.
Отец актеров воспринял очень плохо
— Как актер вы состоялись именно в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова. Вам очень не хватало его все минувшие годы после ухода Мастера?
— Конечно, не хватало. Так же как любому нормальному человеку может не хватать умного близкого друга. Но это естественный процесс. Ни человек, ни театр не живут вечно. Обновления необходимы.
— У вас никогда не было желания уйти на другую сцену?
— Когда ведущие актеры покидают труппу под предлогом верности ушедшему мастеру, ничего хорошего обычно не выходит. Это ближе к разрушению, чем к сохранению. А потом — что значит уйти? А если в другой коллектив не возьмут, не признают? А чтобы жить на вольных хлебах, надо быть очень уверенным в себе, в том, что тебя будут приглашать из картины в картину, из антрепризы в антрепризу. Я же в этом уверен не был.
— К слову, о Москве. Вы ведь в Первопрестольной родились и выросли, но большую часть жизни прожили в Петербурге. Какая из столиц вам ближе?
— У меня любовь к Москве одна, а к Петербургу совсем другая. Москва — это родина, согрета душевным теплом моих дорогих родителей. Я люблю в ней и старенькие домики, и дворы, и невзрачные улочки-переулочки... Места моего детства, где я ходил с друзьями, с девушками. А в Петербурге другие чувства. Я живу здесь с 1956 года — это почти 60 лет! Впервые побывал в Ленинграде еще мальчишкой, году, кажется, в 1946-м. У родственников гостил, у бабушки. Тот большой серый дом постройки 1911 года на улице Некрасова существует до сих пор.
— Вы ведь волей случая оказались на берегах Невы?
— Ну как волей случая... Окончил Школу-студию МХАТ, но в Художественный театр, о котором мечтал, увы, приглашен не был. Отправился по распределению в Волгоград. Мог бы остаться и в Москве, но отец оказался непреклонен: раз тебя направили в Сталинградский областной драматический театр, должен ехать. Он воевал там, у него самая дорогая награда — медаль «За оборону Сталинграда». Папа пробыл в той мясорубке от звонка до звонка, от первого налета фашистов до окружения армии Паулюса: Театр, куда мы с женой (Татьяной Дорониной, первой супругой Олега Басилашвили) приехали, был в плохом состоянии.
Требовались актеры с именем, которые могли бы привлечь публику. А мы кто? И нас отпустили. Приехали на родину жены в Питер, поступили в Театр имени Ленинского комсомола. В Ленинграде в это время расцвел БДТ. «Идиот», «Лиса и виноград», «Пять вечеров» — меня до глубины души поразили эти постановки. Я вдруг почувствовал общую атмосферу. Ощущение какой-то невероятной цельности.
— Чтобы кто ни говорил про ту страну под названием СССР, в которой многие из нас, современных россиян, родились и выросли, а сколько тогда было талантливых режиссеров, актеров, литераторов, музыкантов и т.д.! Сейчас же по пальцам можно перечесть действительно интересные, яркие произведения, привлекающие зрителя или слушателя, заставляющие его по-иному взглянуть на жизнь, в том числе собственную. Чем это объяснить, на ваш взгляд?
— За минувшие два с лишним десятилетия кардинально изменились и сама страна, в которой мы живем, и ее люди. Добрее стали? Нет. Какие были, такие и остались. Как говорит булгаковский Воланд: люди как люди. А что изменилось? Атмосфера. Раньше кроме театра, а потом телевидения и кино не было в сущности никаких развлечений. Что оставалось нашим гражданам, чтобы как-то занять свой досуг? Выстраиваться в очереди в Эрмитаж, в театры.
Сейчас миллиард развлечений. Потому часть публики ушла из театров, в том числе в ночные клубы и рестораны. Кроме того, наша нынешняя публика развращена рекламой и клиповым сознанием. Им хочется все быстро и чтобы не особенно о чем-то задумываться. Люди разучились не только сидеть вместе, но и вместе воспринимать происходящее на сцене, на экране. Видно, и театр, и кино в чем-то обманули их ожидания. Они от него что-то ждали, а ответа на свои запросы не нашли.
Ответы же на животрепещущие вопросы современности - это удел больших мастеров. Таких, каковым был Георгий Товстоногов. Того, что двигало творчество в его время, а именно советской системы с ее многочисленными табу уже нет. И художники растерялись: что объединяет теперь людей, в чем задача театра, что они должны сказать зрителю, непонятно. В театре идет очень трудный процесс. Хотя кое-что и получается.
Из домашнего альбома
Про отца
— Отец мое решение стать актером воспринял очень плохо. Он не любил артистов. Говорил о них презрительно: «Намажут губки, нарумянят щечки — стыд, да и только...» Только много позже, когда ленинградский БДТ уже в зените славы приехал на гастроли в Москву, папа, посмотрев пару спектаклей, сказал мне: «Вы делаете серьезное дело. Претензии свои снимаю. Работай!»
Про семью
— Мое самое заветное желание — чтобы я, мои дочери Оля и Ксюша, жена Галина, с которой мы вместе уже больше 50 лет, и внуки Мариника с Тимофеем жили все вместе за городом. У нас в Репино небольшой дом. Дружно бы там жили... Но не получается: у меня спектакли, у них работа.
Людмила Безрукова
|