Владимир ХОТИНЕНКО, режиссер: ПРАВЕДНИКОВ СРЕДИ НАС НЕТ, НО ОРИЕНТИРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
В этом году празднуется 700-летие преподобного Сергия Радонежского. С 16 по 19 июля в Москве и Московской области пройдут крестные ходы, молебны, посвященные прославленному святому. Режиссер Владимир Хотиненко в настоящее время снимает фильм о Сергии Радонежском. Владимир Иванович объясняет – почему для рассказа о пути святого он выбрал современную форму, и на какую зрительскую аудиторию рассчитывает.
Фильм о Сергии Радонежском - в форме разговора
- Владимир Иванович, недавно закончили большую, многосерийную картину «Бесы» - экранизацию романа Достоевского. Возможно, во время работы над «Бесами» вы думали о Сергии Радонежском?
- Достоевскому принадлежит фраза «Бога нет, и все можно». К сожалению, это так. Если жизнь все равно имеет конец, тогда мера ответственности очень низкая, - по этому принципу живут неверующие в бессмертие. Смысл жизни в бесконечности заключается не в том, чтобы жить долго, а в том, чтобы за все отвечать с полной ответственностью. Замечательный актер Александр Балуев, снимаясь в моем фильме «Мусульманин», сказал: «Ад как-то могу представить, а вот рай не могу». Праведников среди нас нет. Но ориентиры должны быть.
Когда меня спрашивают об отношении к религии, о том, насколько я верующий человек, то на эти вопросы не отвечаю, считая их сугубо личными. Но тема религии, веры проходит через все мое творчество. В настоящее время я работаю над фильмом о Сергии Радонежском. Замечу, что снять фильм о святом практически невозможно. У этого героя нет ни одного отрицательного качества, ни одного неблаговидного поступка… Ну, не придумывать же ему пороки? И я решил прибегнуть к форме так называемого разговора, чтобы выяснить, понять – кто такой сегодня Сергий Радонежский, какое место занимает в нашей жизни, попросту говоря, что мы о нем знаем?
- Режиссер обязан видеть финал, итог своей работы, не так ли? Какого Сергия Радонежского вы представляете в своем фильме?
- Если у нас получится, то Сергий Радонежский возникнет не материальный, а, скорее, музыкальный, поэтический, неуловимый и при этом осязаемый. Когда я беседовал с актерами, которые приходили пробоваться на роли в этой картине, первым делом спрашивал: «Что знаете о Сергии Радонежском?». Если кто-то что и знал, то не больше того, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Тогда как исторической ясности в этом вопросе нет. Ничего другого вспомнить актеры не могут. Может, что-то слышали об уходе преподобного Сергия из Лавры, и то смутно?!
- Режиссер Отар Иоселиани сказал мне в интервью о том, что он не любит снимать исторические картины из страха невольно наделить персонажей теми чертами, которых, может быть, у них и не было. Вы же все-таки решились, почему?
- Совершенно правильно сказал Иоселиани. У каждого художника все равно возникают соблазны что-то нарушить, привнести свое и, как я уже говорил в случае со святыми, наделить идеальных людей недостатками – ну, чтобы кино получилось интересное, многогранное, зрелищное. Не секрет, что многие актеры любят играть отрицательных героев, считая их более интересными, ярко выписанными. Но я точно знаю, что отрицательных персонажей играть гораздо легче, чем положительных, и поэтому актеры и предпочитают злодеев.
Как мучился Достоевский, создавая образ идеального человека – князя Мышкина в романе «Идиот»? Федор Михайлович по этому поводу писал, что «знает только одного абсолютно положительного героя – Дон Кихота», добавляя при этом: «и то, потому что он смешон!». Этим качеством «смешного, странного человека» он наделяет и князя Мышкина. Замечу, что быть смешным – вовсе не порок, но эта особенность положительных людей – казаться нелепыми, несуразными, необыкновенными помогла Достоевскому сделать Мышкина интересным, близким для читателей.
- На какую зрительскую аудиторию рассчитываете, снимая фильм о Сергии Радонежском?
- Во-первых, в наше время эпоха великого пророческого кинематографа закончилась. Сегодня можно на мобильный телефон снять кино, и я считаю это прогрессивным явлением. Убежден в том, что благодаря доступности технических возможностей кино станет более демократичным, а со временем, более массовым. Да, я хочу, чтобы будущую картину о Сергии Радонежском увидела молодежь. Кстати, снимать ее будет молодой, но уже опытный оператор Денис Аларкон Рамирос, который хорошо чувствует язык, стиль молодежи.
Анжелика Заозерская
|