Владимир ИЛЮХИН, пастор: Я ХОДИЛ ПО ЦЕРКВЯМ, ЛОЖИЛСЯ ПОД ИКОНЫ, РЫДАЛ И СПРАШИВАЛ, ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Если бы несколько лет назад успешному бизнесмену и талантливому спортсмену Владимиру Илюхину сказали, что он станет священником, он бы воспринял это как шутку. В конце 1990-х человека, более далекого от церкви, трудно было себе представить.
Шел по головам, воровал, обманывал
«Начну с того, что я был убежденным атеистом, - рассказывает Владимир, - ведь я вырос в семье ученых-медиков. Отец - микробиолог, профессор, член-корреспондент Нью-Йоркской академии наук, мама - главный дерматолог города, младший брат - доктор наук, довольно известный в Волгограде кардиолог.
В отличие от брата я не выбрал путь родителей - окончил политехнический институт, отслужил в армии, прошел Чернобыль. И тут грянули лихие 1990-е. Передел собственности, отстрел авторитетов, криминальные группировки - я был и свидетелем, и участником тех событий. Ушел в бизнес, что в то время, по сути, значило: стал преступником. Я шел по головам, воровал, обманывал, только что не убивал. И никогда не задавался вопросом: почему в той мясорубке гибнет так много людей? Меня занимали лишь деньги, которые, казалось, могут решить любые проблемы. У меня была большая квартира, дача, шикарная машина, красавица жена и двое сыновей. Словом, жизнь удалась...
Люди, посещавшие храмы, вызывали у меня жалость. Неудачники, выпрашивающие подачку, батюшки, колокола и купола - все, с чем ассоциировалась у меня вера. Тем не менее именно в то время я крестился в православной церкви. Не по велению души, разумеется, а потому, что тогда это было модно».
На пике своей «карьеры» Владимир заболел - врачи диагностировали тяжелое заболевание. Илюхина доставили в больничный комплекс и стали спешно готовить к операции.
«Мне привязали руки-ноги, дали наркоз, - вспоминает Владимир. - Я отключился и вдруг увидел свое тело сверху. Не знаю, что со мной дальше происходило - галлюцинации, видения, но я чувствовал, что лечу с сумасшедшей скоростью к пространству, залитому светом, и слышал сначала чудесную музыку, а потом голос: «Это место не для тебя». Тут же вокруг сгустились сумерки, меня пронзила дикая боль. Очень похоже на наши представления об аде. Знаете, фраза «Вся жизнь пробежала у него перед глазами» - не просто оборот речи. Передо мной было все: как мысленно желал смерти конкурентам, как мы воровали, гуляли, пили. В тот момент думал об одном: «Если вернусь - изменюсь». И только подумал - пришел в себя».
«Отправьте меня на Соловки»
Выписавшись из больницы, Владимир впал в депрессию. Он перестал разговаривать, есть, спать. Боялся, если уснет, видения повторятся.
«Чтобы не сойти с ума, брал большую кружку, наливал в нее водку и просто падал, - признается Илюхин. - От меня ушла семья. Я ходил по церквям, ложился под иконы, рыдал и спрашивал, за что мне эти испытания и что же теперь делать? Однажды прорвался к настоятелю Свято-Духова монастыря, попросил его запереть меня в самой дальней обители, хоть на Соловках. Говорил: «Посмотрите на меня, я еще крепкий мужик, буду работать, пилить дрова - что угодно...» На что он разумно ответил: «Владимир, давай поступим так: придешь ко мне ровно через месяц. Если твое решение останется в силе, помогу».
А я-то не знал, как прожить следующий час. Чтобы спасти сына, моя мама, прежде убежденная атеистка, стала прихожанкой протестантской церкви. Однажды в начале весны она и меня уговорила пойти с ней. С того момента жизнь стала другой».
Бывший бизнесмен Владимир Илюхин изменился до неузнаваемости. Практически в одночасье бросил курить, хотя раньше не мог избавиться от этой привычки в течение 25 лет.
Окончил Воронежский институт богословия и Московскую богословскую семинарию. Создал новую семью и стал пастором протестантской церкви, которую построил вместе со своим наставником, в прошлом - университетским преподавателем.
«Сейчас наша основная деятельность - помощь нуждающимся. Раздаем вещи, кормим. Недавно взяли шефство над детским домом. Никакого прейскуранта у нас нет - ни за венчание, ни за погребение. Первое время даже не брали пожертвований - стеснялись. На что жили? Собственные средства, поддержка епископата. Кроме того, мы оба работаем. Разумеется, ни о какой предпринимательской деятельности речи не идет - нанимаемся в строительные бригады».
Чаще всего к Илюхину приходят люди, оказавшиеся у черты: тюрьма, смертельная болезнь, долги, развод. Люди получают помощь и... редко остаются, чтобы помогать другим. «И осуждать их за это нельзя, - считает волгоградский пастор. - Для того чтобы понять, что любое действие может оказаться последним, а каждый поступок имеет значение, нужно в буквальном смысле пройти через врата ада».
Лилия Галкина
|