САМИХ СЕБЯ МОЖНО РЕКЛАМИРОВАТЬ СКОЛЬКО УГОДНО
Известно, что количество рекламы в телеэфире строго регламентировано. Проговорено все до мелочей: сколько она может длиться в начале и в конце передачи, сколько раз прерывать ее, как она должна подаваться и т. д. Когда в закон «О рекламе» были внесены все эти данные, зрители облегченно вздохнули: наконец-то будет шанс посмотреть фильм относительно спокойно. К тому же каждый рекламный блок должен был предваряться соответствующей заставкой, чтобы граждане не путались, где кончается кино, а где начинаются сникерсы с памперсами. Однако прошло время, и телезрители опять негодуют: рекламы не только не стало меньше — напротив, ее объемы значительно выросли.
Зрителю от рыночных игрушек не легче
Это грустно, но рекламы действительно очень много. Что же получается? Телеканалы идут на явное нарушение федерального закона? Нет, конечно. Руководители крупнейших каналов — люди серьезные. Зачем им неприятности? Но есть в законе этом одна оговорка, которая позволяет его обходить, ничего не нарушая. И звучит она примерно так: «Анонсы телепередач на соответствующем телеканале не учитываются в общем объеме рекламы, распространенной на телеканале, и в отношении них не применяются нормы ограничения».
В переводе на общечеловеческий язык это означает, что самих себя можно рекламировать сколько угодно и ничего за это не будет. То есть если блок рекламы, прерывающий фильм, не должен превышать, допустим, 3 минут, то его запросто можно увеличить хоть вдвое за счет анонсов того, что пойдет на телеканале вечером, завтра, через месяц.
С одной стороны, анонсирование необходимо. Зритель имеет право знать, какие приятные сюрпризы ждут его в эфире.
Тем более что в анонсах этих всегда содержится самое завлекательное, самое яркое из того, что будет в новом фильме или передаче. Хотя, как и любая реклама, анонсы могут спровоцировать завышенное ожидание. Помните роскошный по качеству трейлер к сериалу «Адмиралъ» со сценой морского сражения? Казалось, что и весь проект будет таким же масштабным и захватывающим. Не сложилось...
Кроме того, анонсирование необходимо и самому телеканалу. Для него фильмы и передачи — товар, который надо продать как можно выгоднее, собрать максимальную аудиторию и тем самым привлечь все ту же рекламу. Но, увы, зрителю от всех этих рыночных игрушек не легче.
На некоторых каналах количество саморекламы зашкаливает. Смотришь один сериал, а тебе в каждой серии покажут по большой нарезке из следующего. И хорошо, если их действие происходит в разные эпохи, тогда хотя бы по костюмам и антуражу можно понять, где что. А то ведь анонсы эти возникают безо всякого предупреждения, никакого кадра с надписью «Смотрите на следующей неделе» зрителю не предлагается.
Выплывает блондинка в углу
Несколько лет назад бдительные депутаты решили с этим злом побороться. Разъясняя суть законопроекта, его автор говорил: «Количество прерываний телепрограмм для продвижения других телепродуктов подчас не позволяет посмотреть уже выбранные передачу и фильм. А все потому, что по ныне действующим нормам телеанонсы не являются рекламой и их размещение ничем не ограничено. Поэтому в законопроекте предлагается считать рекламными блоками и анонсы, которые должны функционировать по рекламным правилам». Но инициатива поддержана не была.
А еще наше ТВ очень полюбило всплывающие баннеры — это когда внизу или в углу экрана появляется плашка с анонсом следующей передачи. Выплывают они, как правило, в самый неподходящий момент, заслоняя какую-нибудь важную деталь в кадре. Например, запросто можно так и не узнать, какое орудие было в руке убийцы, потому что руку эту заслоняла сексапильная блондинка, ведущая музыкальное шоу в завтрашнем эфире. Или это делается специально? Зритель будет раздражен и, значит, запомнит и блондинку, и время?
Лидером самопиара у нас, безусловно, является «Первый». Зрители давно привыкли к тому, что если на канале грядет какая-нибудь громкая премьера, ее герои будут на экране целыми днями. Помимо вышеупомянутых роликов нам представят их в «Смаке» и «Вечернем Урганте», в утренней информационной программе и в «Кто хочет стать миллионером?». Наверное, с точки зрения продвижения продукта это правильно. Но часто мешает.
Не всегда в голове укладывается, что вот эта холеная дамочка, готовящая в «Смаке» стейк из мраморной говядины, и есть та самая полуголодная провинциальная сиротка из сериала. Образ разрушается. Ну и, конечно, настоящим шоком для зрителей стала приснопамятная рекламная кампания фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», когда великого барда и все связанное с ним выдали в эфир в таком количестве, что, кажется, могли навсегда отбить любовь к его творчеству.
Сергей Беднов
|