НЕВЕРОЯТНО СМЕЛАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РИСКОВАННЫХ ТРЮКОВ
Есть профессии, в которых присутствие женщин кажется ошибкой. Профессия каскадера из них. Анна Флегонтова - одна из самых востребованных в этом отчаянном деле. Как ленинградская девушка стала такой, какая она есть? Невероятно смелой исполнительницей самых рискованных трюков. Мы беседуем с ней на базе мотоклуба «Ночные волки», где Анна работает постановщиком трюков.
Великое слово «надо»
С четырех лет она занималась фигурным катанием, училась в художественной и музыкальной школах. А еще была школа верховой езды. Однако и простые детские радости девочку не обошли стороной. Как она сама признается, была даже поставлена на учет в детской комнате милиции, что случается с одаренными подростками довольно часто.
При этом еще года в три она знала, что будет ездить на мотоцикле. Такая вот проницательность. Ее первый тренер по мотокроссу - пятикратный чемпион мира Геннадий Моисеев - научил ее своему опасному мастерству. Аня признается, что самое первое ощущение от занятий мотокроссом - это чувство легкости, когда человек выходит из телесной оболочки и становится полностью свободным.
Уже в 12 лет она готовила лошадей к съемкам знаменитых «Трех мушкетеров». Учила актрису Александру Яковлеву ездить на лошади во время съемок «Человека с бульвара Капуцинов». То есть с ранних лет была близка к большому кино. Дорожка оказалась заманчивой - на всю жизнь.
О лошадях говорит так: «Как ты относишься к ней, так она относится и к тебе. Все как у людей». В непростые 90-е снималась уже как дублер. А название первого фильма не вспомнила. Помнит только, что по сюжету ей надо было провезти 140-килограммового актера на мотоцикле. Актер ей ногу и сломал - упал вместе с мотоциклом на девушку.
Она сейчас со смехом вспоминает те перестроечные фильмы, когда сначала снимали натуру, а уж потом подгоняли под нее сюжет. Первый гонорар дали десятирублевыми купюрами, и она повезла его в авоське в метро - на костылях. Тогда и не такое случалось. И втянулась в эту странную и обожаемую всеми подростками профессию.
- Я же в СССР воспитана, говорили великое слово «надо», я и делала. А то, что мало платят, таких мыслей даже не возникало...
Лет 15 назад автор этих строк видел, как Аня очень неудачно, как говорят каскадеры, «пришла» во время исполнения трюка на каком-то шоу. Сейчас она даже не помнит, через сколько кузовов автомобилей должна была пролететь на мотоцикле. Расскажу, как все выглядело со стороны: разгон, полет и невероятной силы падение, сопровождаемое соответствующими звуками. Далее спорадическая суета ассистентов, носилки скорой. Спрашиваю о других травмах, она со смехом рассказывает:
- Как-то вену на ноге пробила на соревнованиях. Больно, кровь пульсирует, снег вокруг красный. Мужики, как увидели, так и поплыли. Слабые они у нас бывают. А в другой раз умора была - врезалась на съемках на спортбайке в припаркованный автокран. На мне защита была солидная, лежу и думаю: все, хана мне. А сломала только мизинец на ноге.
Каскадеры - это расходный материал
Анна не помнит, в скольких фильмах она снималась. Говорит, что их порядка 500. Согласитесь, звучит солидно.
- Ты пойми, снимаешься ведь в фильме с одним рабочим названием, а потом его меняют. Что мне следить за этим? Да я на одном месте никогда не бываю, всегда в разъездах, сегодня один город, а завтра другой проект, другие люди.
Спрашиваю о блокбастерах, в которых она снималась. Это, например, «Дневной Дозор», где Анна падала, проваливалась, отлетала от взрыва. А еще был фильм «Метро». Там случился у группы каскадеров конфликт с массовкой. Дело в том, что в кадре каскадеры снимались вместе со статистами. Снимались человек 100 и среди них 50 трюкачей. И когда надо выбить окно, выскочить в него, то это, само собой, делают дублеры, а массовка сидит.
Для съемок сделали пластиковый стометровый тоннель, залили воду, и по ней бежали и каскадеры, и массовка. Начинается сцена с потока глубиной по щиколотку, а потом поднимается по грудь. Массовка решила, что каскадеры - это расходный материал, и толкалась, не думая о том, что им еще и трюки делать. У каскадеров все рассчитано, каждое движение и каждая мелочь. Толкаются, а ребята ноги разбивают.
Аня признается: «В следующем дубле и мы потолкались. Помогло - больше никто не мешал». Сколько обычно бывает дублей? Аня: «Дело это непростое, трюк есть трюк, и стараются его снять одним дублем, тут все от оператора зависит и от количества камер. На съемках «Не родись красивой» актер, игравший курьера, умел ездить на мотоцикле, но оказался человеком с головой - ему же еще в других эпизодах сниматься - и попросил его продублировать. Почему нет?»
В другой раз надо было вывалиться из машины на ходу. Она объясняет: «Когда выпрыгиваешь из-за руля, то ни в коем случае нельзя смотреть на разметку. Скорость при съемке километров 30, а кажется, что все 120. Учти, что в этом случае еще один каскадер сидит под ногами и подруливает. А я посмотрела... И вот падаю и думаю: какая же я дура! Три дубля отсняли. А еще постановщик говорит: постарайся не группироваться. Для эффекта. И как начало меня бросать по асфальту! Три дубля отсняли...»
В России, как считает Анна, сейчас примерно сотни две трюкачей. Это люди не бесправные, есть свой профсоюз, и перед съемкой каждому оформляется страховка. О своем будущем Анна говорит так: «Я себя отдельно от мотоцикла не чувствую».
Дмитрий Кафанов
|