ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ ПОМОГЛО ЕЙ НАЙТИ МУЖА
Может ли быть в одних сутках целых два дня? Почему воздушный шар плывет, а не летит по воздуху? Обо всем этом рассказала Диана Насонова, воздухоплаватель, с которой мы провели один день.
Дочь ветра и теплого воздуха
04.00. Начинается новый день Дианы Насоновой. Она настоящий воздухоплаватель. Пилотирует… воздушный шар! И ее сутки — особенные.
— Летать можно утром, после восхода солнца, и вечером, до заката, поэтому в сутки мы проживаем два дня, — объясняет Диана.
Сегодня соревнования, и Диана торопится на сбор. Она получит полетные задания и метеоусловия, а после этого отправится на полет.
— На рассвете ветра почти нет, поэтому шар поднять легко, — объясняет Диана.
— Откуда такая любовь к небу?
— Десять лет назад друзья предложили мне окончить курсы спортивного наблюдателя. В первый же раз, приехав на соревнования, я поднялась на воздушном шаре. И влюбилась в небо.
09.00. Идем по полю. Диана рассказывает о том, как воздухоплавание помогло ей найти мужа:
— Он был членом команды пилота, к которому меня прикрепили в качестве наблюдателя. Мы познакомились — и вот уже несколько лет вместе. Кстати, так многие наши друзья создали семьи! Помогла любовь к воздухоплаванию.
Приходим на место. Сейчас команда Дианы будет собирать аэростат и готовить его к полету. На земле раскладывают оболочку. Гондола — корзина, в которой находится пилот, — кладется набок. Внутри нее — газовые баллоны, сверху — газовая горелка. Сначала происходит так называемое холодное наполнение аэростата вентилятором. Когда оболочка заполняется больше чем наполовину, начинают работать горелки. Ведь именно горячий воздух поднимает шар, а дальнейший нагрев придает аэростату подъемную силу и способность лететь.
В спокойную погоду, когда тихий ветер, полеты очень красивы и мягки. Конечно, когда ветер поднимается до 6–7 м/с, надо помнить о том, что может быть жесткая посадка. Есть одна смелая спортсменка из Словакии — она выступала на чемпионате Европы, будучи на поздних сроках беременности. Я тоже летала за полтора месяца до рождения ребенка. И сына Даниила мы поднимали уже в четыре месяца — он, правда, весь полет проспал. Воздушный шар — самый безопасный летательный аппарат.
Шар Дианы движется к цели — точке с заданными координатами. Обычно такие точки — это перекрестки дорог либо выложенный в поле крест. Задача Дианы — подлететь максимально близко и сбросить маркер, яркую ленту, к которой привязан мешочек песка. Чем меньше расстояние от маркера до цели, тем лучше.
— В полете испытываю множество разных чувств. Каждый раз это неповторимо, каждый раз — как маленькая жизнь. Живешь здесь и сейчас, наслаждаешься происходящим. Например, пролетаешь над людьми, которые машут и кричат: «Приземляйтесь к нам, мы вас накормим!»
Сын Даниил и сейчас с Дианой на воздушном шаре. Несмотря на свои три с половиной года, он уже разобрался, что надо «поддать газку», чтобы посадка была помягче, иногда помогает мне управлять шаром.
— Отдавать его специально в школу пилотов не будем. Только если он сам выскажет такое желание. Учиться можно с 14 лет, а удостоверение пилота выдают с 16 лет.
Диана снова на земле. Команда подбора подъезжает к месту посадки, помогает разобрать аэростат, грузит все в машину. Мы едем в центр соревнований отчитываться о полете, а затем — на заправку, заправлять баллоны газом. День Дианы Насоновой, воздухоплавателя, закончен. Сейчас она пообедает и ляжет спать, а с 15.00 начнутся «вторые» сутки. Ее шар отправится на новый маршрут.
ОДНОЙ СТРОКОЙ
Самому взрослому участнику воздухоплавательного спорта в России 75 лет
Первая женщина полетела на аэростате «Ле Густав» в 1784 году во Франции
Гондола изготавливается из лозы, а ее дно — из морской фанеры
34 668 метров — рекорд высоты на аэростате, поставлен Малкольмом Россом и Виктором Пратером из ВМС Соединенных Штатов
Юлия Морская
|