ЧИНОВНИК, ВЫГНАННЫЙ ДАЖЕ ЗА МЕЛКИЙ ПРОСТУПОК, ТЕРЯЛ СТАЖ И ПЕНСИЮ
В сознании советского человека выход на пенсию был чем-то неизбежным и многообещающим: дескать, тут-то и заживем как люди! Между тем само понятие пенсии достаточно молодое. Так, закон о пенсиях начал действовать в СССР всего 50 лет назад. Одну из первых пенсионных выплат, оставившую документальный след в истории, ввел Юлий Цезарь. Правда, предназначалась она лишь военным. Символично, что именно обязательство платить пенсии, по мнению ряда историков, привело отчасти к краху Римской империи. Банально кончились деньги!
Сколько стоит честь мундира?
В средние века появились и вовсе необычные пенсионные выплаты. Европейские монархи начали выплачивать пенсии видным вельможам... других стран. Так, Людовик XI в середине XV века регулярно перечислял крупные суммы Уильяму Гастингсу - первому камергеру английского короля. Англичане в свою очередь платили пенсию за лояльное отношение к своей стране канцлеру Елизаветы Петровны Алексею Бестужеву. Россия при Александре I содержала французского министра иностранных дел Талейрана.
Но дальше всех зашел Людовик XIV, который справедливо полагал, что пенсия как своим, так и иностранным чиновникам - лучшая защита от смут, революций и войн. Король-кормилец, как за глаза его прозвали придворные, выстроил Версаль. В нем под чутким оком короля на пенсионе должны были проживать все высшие чиновники страны.
Забавно, но при назначении королевской пенсии возраст не играл абсолютно никакой роли. Тот же Людовик XIV положил пенсию в 2 тыс. ливров в год совсем юной вдове поэта Скаррона, которая затем стала его фавориткой. Пенсию своей любовнице выплачивал и баварский король Людвиг I. В России любовницам пенсии не платили, зато щедро одаривали родственников. Елизавета Петровна платила 15 тыс. руб. в год матери будущей Екатерины II - Иоганне-Елизавете Ангальт-Цербстской.
В нашей стране первые официальные пенсии появились при Петре I. Император отменил виды поощрений «За заслуги перед царем и отечеством», которые, как правило, выдавались поместьями или шубами. Своим указом царь заменил их на пенсию для отставных военных. Несколько абсурдной оказалась формулировка указа: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Но большинство офицеров и так были вполне обеспеченными дворянами и имели собственные поместья.
Особо Петр I позаботился о любимом им флоте. В 1720 году утвердили Морской устав, согласно которому морским офицерам назначались пенсии по старости. Важно, что впервые на них могли рассчитывать не только сами офицеры, но и члены их семей - в случае гибели кормильца. Впоследствии уже Екатерина II приказала ежегодно отпускать по 50 тыс. руб. на выплаты отставным генералам.
Не по средствам стареем
В 1827 году Николай I существенно расширил социальный слой российских граждан, имевших право на пенсии. Теперь регулярные выплаты получали все чиновники империи - как военные, так и гражданские - согласно чину. Человек, отдавший службе 25 лет жизни, имел право на пенсию, составлявшую 50% от его оклада. А тот, кто честно прослужил 35 лет, получал 100% оклада ежемесячно. Щедро? Да!
Но важным условием получения пенсии, которую в каждом персональном случае утверждал ведомственный министр, была именно беспорочная служба. Чиновник, выгнанный даже за мелкий проступок, терял стаж и пенсию. В том случае, если его и брали обратно, он начинал копить годы сначала! В то же время в случае смерти человека, получавшего пенсию, она сохранялась за его вдовой, сыном до 17 лет или дочерью до 21 года либо до замужества.
К служащим, имевшим высшие чины, добавились служащие низшего звена, а к ним - учителя, врачи, инженеры и мастера. С 1913 года пенсии стали выплачивать даже рабочим гос¬предприятий и железных дорог. Главным критерием, дававшим право на получение пенсии, всегда оставалась преданная служба родному государству.
Но в большинстве случаев человек жил на церковную благотворительность или на содержании у своих детей. Появилась даже поговорка: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание». Как ни странно, но подобная политика стимулирует высокую рождаемость, тогда как социальные льготы ее резко снижают.
Несмотря на то что массовое введение пенсионных систем в Европе произошло лишь в начале ХХ века, уже к его середине остро начала ощущаться нехватка денежных средств. Всему виной, как ни странно, стало общее повышение качества жизни. Рожать стали меньше, умирать позже, а на пенсию выходить раньше!
При этом в основной массе государств пенсионные выплаты складывались из взносов работающих людей, которые содержали стариков. Но стариков-то становилось все больше, а работающих все меньше. Если в 1850-м в Англии, США, Германии и Японии людей старше 65 лет, то есть пенсионного возраста, насчитывалось от 4,5% до 11,5%, то в 2000 году их стало от 12,3% до 16,3%.
Любой серьезный ученый подтвердит: государственная пенсия не гарантия безбедной старости, а лишь социальная поддержка. Рассчитывать пенсионеру в первую очередь необходимо на своих детей, личные накопления и грамотное инвестирование.
Дмитрий Соколов
|