ЕЕ УРОКИ — ЭТО СОСТЯЗАНИЕ ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ
Биолог Алла Головенькина из средней школы № 1 татарского городка Нурлат стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-2014». Чем педагог из провинции так поразил бывалых членов жюри? На конкурсе, который проводится уже 25 лет, что ни открытый урок, то театр одного актера. А Головенькина не лицедействует, ее уроки — это состязание открытых мыслей.
Изучают даже инопланетную теорию
- Я строю урок на диалоге не учителя с учеником, а ученика с учеником. Делю ребят на команды по четверо, у каждой — лист, разделенный на четыре части. Учитель задает вопрос — и каждый пишет свой ответ. На уроке работают все. Потом они комментируют мнения друг друга. Важно услышать другую точку зрения и прийти к общему решению. Например, изучаем тему «Здоровый образ жизни». Рассуждения не должны быть голословными. Да, для здоровья надо больше двигаться. Но почему? Углубляемся: про обмен веществ, про питание, про чипсы с колой. От известных, в общем-то, вещей переходим к биологическим процессам...
— А после урока, — иронизирую, — они идут курить.
— У нас не курят. Но если бы я увидела кого-то с сигаретой, то показала бы ему видеоролик с легкими курильщика, постаралась бы не нажимать на эмоции, а приводить научные факты: что происходит с сосудами и легкими после 5 лет курения, после 10. Сколько лет полноценной жизни крадет у себя курильщик. Моя задача — вызвать у ребят реальный интерес ко всему, что происходит в организмах, что является жизнью. В этом таинстве есть свои законы, загадки, интриги — и если это донести до школьника, он просто не может не заинтересоваться.
Кстати, про жизнь. Старик Дарвин с его теорией эволюции снова оказался в центре шумной полемики — особенно после того, как не так давно казанский градоначальник Ильсур Метшин потребовал изгнать дарвинизм из школы: «Я бы не хотел, чтобы мои дети думали, что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего». Как Головенькина относится к такой установке?
— А мы изучаем все теории, — деликатно отвечает Алла Николаевна. — И дарвиновскую со всеми этапами становления человека, начиная от питекантропов. И божественную, и даже инопланетную. Моя задача — не только познакомить учеников с темой, но и через познавательные споры научить их аргументировать, делать выводы.
— Если вас ученики спросят в лоб: «Вы-то сами как относитесь к дарвиновской теории?»
— До сих пор в мире преобладает точка зрения британского ученого Чарльза Дарвина, что у человека и обезьяны — общий предок. Но наука не стоит на месте, может, и здесь будут открытия...
Алле Головенькиной 41 год. Тоненькая, ярко одетая, веселая — в толпе старшеклассников не сразу выделишь. Выпускница Пермского педуниверситета, она переехала в Нурлат вслед за мужем. А познакомились, когда тот был еще курсантом Пермского военного авиационного училища. Как только уволился на «гражданку», потянуло в родные края.
— Я-то коренная пермячка, — говорит Алла, — люблю городскую сутолоку, огни, оживленное движение. После миллионного города не сразу привыкла к Нурлату, где вечерами тихо, безлюдно. А потом полюбила. Это удивительный городок: сюда многие приезжают, но никто не уезжает.
Нынешние дети дают фору взрослым
Средняя школа № 1 немаленькая — 700 детей, причем разных национальностей. Головенькина подсчитала: татар — почти треть, столько же чувашей, а еще русские, украинцы, белорусы, казахи, уйгуры. Никто не требует от нее знания татарского языка, но ей самой интересно. Поэтому осваивает язык через сайт респуб-ликанского министерства образования. Ученики помогают педагогу правильно ставить ударения в словах. И не только. Нынешние дети, цифровое поколение, в освоении информационных технологий дают фору взрослым.
— Сейчас у каждого ученика под рукой интернет, который выдаст информацию на блюдечке с голубой каемочкой, — замечает Алла Николаевна. — Поэтому педагог уже не может быть простым транслятором, это никому не интересно. Он должен научить детей мыслить. А это самое трудное, но и самое интересное.
У нее ставка — 18 часов в неделю. Но и после уроков хватает дел. Например, подготовка к олимпиадам по биологии, на которые приходят целыми классами. Или подготовка к ЕГЭ — тоже вне учебного времени. Немало нурлатских одиннадцатиклассников выбирают профессию, связанную с любимой биологией. А сколько интересных экологических проектов на счету ребят! То в массовом порядке ребята с учительницей выходят на посадку саженцев в городском парке, то объявляют акцию «Не пей березовый сок!», защищая березы.
— Мне звонит мама нашей девочки и жалуется со смехом: «Дочка не дала нам отведать сока! Целую лекцию прочитала о значении коры для дерева...»
У самой Аллы Николаевны двое детей, младшей, Вере, всего 6 лет. С ней нужно поиграть и сказку на ночь почитать. Но мама все успевает: и в тренажерный зал сбегать, пока дочка на фигурном катании, и на фотоохоту сходить (ее снимки даже на выставки берут).
Одно так и осталось для меня тайной — сколько получает за свой труд лучший учитель России. Прямой вопрос о зарплате поставил Аллу Николаевну в тупик: «Зачем это нужно?» Ну не привыкли педагоги говорить о деньгах. Головенькина одно сказала: «Теперь зарплаты приличнее, чем 13 лет назад, когда я только пришла в школу». Зато похвасталась, что в нурлатской школе никаких денег с родителей не берут. Все дополнительные занятия — бесплатные.
После получения в Кремлевском дворце хрустального пеликана Аллу Головенькину встретили в Казани, как космонавта, — у трапа самолета. Ей сразу присвоили звание «Заслуженный учитель Республики Татарстан». И даже подарили «форд».
— Только водить пока не умею, — признается Алла. — Но я как раз недавно на курсы вождения пошла. Как чувствовала!
Ольга Нестерова
|