Алексей ФЕДОРЧЕНКО, режиссер: ФАНТАСТИКА В ТОМ, ЧТО БОЛЬШЕВИКИ ПОБЕДИЛИ
Новый фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» участвовал в конкурсной программе Международного Римского кинофестиваля. Режиссер получил почетную награду - «Марка Аврелия будущего». Кстати, с будущим у Федорченко все прекрасно – в настоящее время он экранизирует повесть братьев Стругацких «Малыш». Накануне годовщины Октябрьской революции Федорченко делится своими размышлениями об Октябрьской революции и ее лидерах.
Ангелы есть всегда – на плечах сидят
- Алексей, есть ли реальные прототипы у героев вашего фильма «Ангелы революции», если да, то кто?
- Да, у каждого героя есть один или несколько реальных прототипа. Когда готовился к написанию сценария, изучил биографии почти четырехсот художников-авангардистов и самые необычные судьбы отдал своим героям.
- Знают ли герои вашего фильма «Ангелы революции», зачем им революции, как им существовать в ней? Короче, есть ли у них ответы на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
- Ленин писал, что революционная ситуация возникает лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по-старому. Но смогут ли «низы» по-новому? Не всегда. Герои фильма делают революцию и живут революцией. Для них это возможность изменить старый мир, разрушить его и из лома построить новые прекрасные здания, скульптуры, каких свет еще не видел, сочинить музыку, которую будет исполнять весь город, вся страна и вся планета.
- Режиссер Кшиштоф Занусси сказал о Польше, потерявшей свою независимость и ставшей колонией Российской империи: «Всегда виноват тот, кто проиграл». Получается, что император Николай Второй проиграл, а вожди революции – победители, которых не судят? Или у вас своя версия о победителях и проигравших?
- Польша мне очень нравится, и я бы основал фонд российско-польской дружбы имени Тихона Липатова- Флегонтова. Это крестьянин, который в 1914 году прислал все свои сбережения – 1 рубль в пользу пострадавших от войны польских крестьян. А в революцию все проиграли, кроме тех кто был ничем а стал всем.
Фильмы о Ленине - не очень зрительские
- А ведь поляки – тот же Феликс Дзержинский – внесли серьезную лепту в нашу революцию.
- Я недавно приехал из Дзержинского района Красноярского края и был свидетелем того, что Дзержинского там очень любят. Мол, говорят, «хороший, добрый человек был – когда сидел в местной тюрьме, полгода носил на плечах на прогулки туберкулезного сокамерника, который сам не мог ходить». Память человеческая действует очень выборочно.
- Почему сейчас не снимают фильмов о Ленине? Столько снято о Сталине, а о Ленине – тишина?
- Хвалить? Это уже видели. Хаять? Слишком просто. Снимать камерную историю о любовном треугольнике? Попахивает пошлостью... И все варианты – очень затратные и не очень зрительские.
- Писатель-фантаст Герберт Уэллс трижды приезжал в революционную Россию и СССР, где встречался с Лениным и Сталиным. Значит, для Уэллса в Октябрьской революции была фантастическая область? На ваш взгляд, есть ли фантастика в Октябрьской революции, если да, в чем она выражалась?
- Фантастика в том, что большевики победили.
- Люди, в основной своей массе неплохие, приносили себя в жертву революции. Откуда к 1917 году появилось столько жертвенников? Как вы относитесь к людям, готовых принести себя в жертву идеи? Кто, на ваш взгляд, самая большая жертва революции 1917 года?
- В годы смуты разные люди вдруг превращаются в единый организм и этим организмом руководят иные законы. Как муравьи, которые могут тушить пожар своими телами. Люди, погибшие в пожарах 20-го века, и есть жертва Революции.
- Благодаря Октябрьской революции столицей России стала Москва. Возможно, Петербург больше подходит для того, чтобы вновь быть столицей нашей страны?
- Петербург не выдержит новой столичности: пусть остается таким – холодным и прекрасным. Столица – это крест Москвы.
Анжелика Заозерская
|