КИОСКИ ВЫСЕЛЯЮТ ТУДА, КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ
В последнее время в российской торговле начался спад. На заседании правительства министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что если в 2011 году темпы роста розничной торговли составляли 7%, то в 2013-м - лишь 4%. Торможение министр объяснил в первую очередь замедлением роста доходов граждан.
«Быстро делаются только злые дела»
Дмитрий Медведев основную проблему отрасли увидел в «диспропорции развития форматов розничной торговли». И вправду доля торговых сетей составляет четверть всей розницы, доля же рынков, ярмарок и прочих «народных» форматов неуклонно снижается. Ликвидировать диспропорцию, «связать потребителя и производителя наиболее удобным и доступным способом» призвана стратегия развития торговли до 2020 г., утвержденная на прошлой неделе правительством. С инициативой на заседании выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он предложил возобновить торговлю пивом и табаком в ларьках.
Напомним, что в 2013-2014 гг. магазинам площадью менее 50 м последовательно запретили торговать пивом и сигаретами. А ведь на них у киосков приходилось до 80% выручки. Неудивительно, что разорились и ушли с рынка сотни тысяч малых предприятий. Сегодня на всю Россию-матушку приходится чуть больше 30 тыс. киосков! Капля в море! Г-н Мантуров обещал идею коллеги «всячески обсудить с экспертами и предпринимательским сообществом». А чего обсуждать-то?
Такое впечатление, что у нас все делается в соответствии с афоризмом киношного принца Флоризеля: «Быстро делаются только злые дела». Что-нибудь запретить, закрыть - это мы вмиг. Включить же зеленый свет здравой инициативе - «обсудим с экспертами». Впрочем, даже если разрешат пивом и сигаретами торговать, далеко не все малые предприниматели вернутся на рынок. Если киоск убрали, вернуть его - семь потов сойдет. Это к любому киоску относится, в том числе и к тому, что торгует прессой. Их тоже повсеместно позакрывали.
Или отодвинули от узловых мест пассажиропотоков. Вспомним, в советские времена киоски прессы ставили рядом с входами в метро, на остановках общественного транспорта, на вокзалах. Теперь их выселяют туда, куда Макар телят не гонял, в результате газету не купить. Ассортимент - тоже важная тема. Если киоск стоит возле входа-выхода из метро (и только там!), он может на 90% торговать одной прессой и выжить, если же подальше, на одних продажах прессы далеко не уедешь.
Однако разорение малого бизнеса, в том числе занятого в сфере распространения печати, равно как и подрыв издательского дела, «слуг народа» ничуть не смущает. У них выработалась дурная привычка непрерывно экспериментировать над населением: то запретят, то разрешат. Кому мешало, что человек по дороге на работу или домой заглядывал в киоск и покупал газету, пачку сигарет, банку пива или бутылку газировки? Подрыв каких устоев усмотрели в этом власти?
Ведь любят же перенимать заграничное. Так перенимали бы лучший опыт. Во всех цивилизованных странах развита система мультиторговых точек, этаких «микромаркетов» - киосков-будочек, где торгуют 2-3 сортами пива, воды, прессой и всякими полезными мелочами. Почему же у нас все не как у людей? Ответ на этот вопрос напрашивается один: истребление малого торгового бизнеса пролоббировал крупный ритейл. Уничтожил конкурента! Владельцы торговых сетей - все сплошь миллиардеры, у них в отличие от малого и среднего бизнеса наверху друзей много.
Однако не может государство устойчиво держаться только на крупном бизнесе, уничтожая главную свою опору - средний класс. Массовое разорение малого предпринимательства, дающего работу миллионам, чревато колоссальным социальным взрывом. Может, до властей это наконец дошло? У нас ведь как в революционной песне: сначала до основания разрушим, а затем на руинах что-то пытаемся построить. Получается же далеко не всегда. Вот и инициатива г-на Артемьева, хоть и запоздалая, но правильная. Только дадут ли ей пустить корни? Или, как обычно у нас бывает, положат на полку до морковкина заговенья?
Максим Грегоров
|