СЧАСТЬЕ — ПОНИМАТЬ УЧЕНИКОВ И БЫТЬ ПОНЯТЫМ ИМИ
5 октября, школьники, родители, бывшие ученики поздравляют учителей с их профессиональным праздником. В фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» о трех днях из школьной жизни, снятом в далеком 1968 году, старшеклассники пишут сочинение «Мое представление о счастье». Один из учеников, промучившись урок, написал, что счастье — это когда тебя понимают. Что же такое счастье для сегодняшних подростков? За ответом я отправилась в школу № 1380 (бывшую 234-ю), где снимали этот фильм.
Найти себя
Знакомый по первым кадрам кино силуэт школы узнаю сразу, только фасад теперь не скучный белый, а веселый — оранжевый, охра, беж. От шума переменки прячусь в учительской.
— Кого на замену-то ставить? Пятеро учителей болеют! Ответ еще не прозвучал, а уже другая проблема: — У нас медведь завелся, — молодой педагог держит за руку вихрастого парня, — ходит по школе и ломает мебель, вот, по горячим следам привела… За 10 минут в школе становится понятно, что здесь что ни день — то событие, что ни час — то сюжет. Точно так же и три дня из жизни обычной школы 46 лет назад оказались достойны киносценария.
В одной из сцен фильма школьникам на уроке литературы предлагают написать сочинение, выбрав из трех тем: «Образ Катерины» («Гроза» Островского), «Образ Базарова» («Отцы и дети» Тургенева) и «Мое представление о счастье». Вслед за сюжетом «Доживем до понедельника» я попросила 11 «Д» написать сочинение на те же темы. Один ученик выбрал образ Катерины, пятеро — Базарова, а десять отважились писать о счастье.
…Парень в очках задумался — еще бы, как объяснить счастье — это ж все равно как приколоть к бумаге солнечный зайчик! Кто-то подглядывает, чужое счастье списывает. Юноша и девушка за третьей партой смотрят друг на друга с нежностью и обмениваются исписанными листами, чтобы каждый прочитал сочинение другого — вот оно, неприкрытое счастье.
Десять работ о самом сокровенном уношу с собой и уже дома открываю сочинения: «Главное счастье для девушки, женщины — любить и быть любимой, осознавать, что в мире есть еще один человек, кроме мамы и папы, который заботится о тебе, переживает — порой даже сильней, чем родители», — не стесняясь, пишет современная школьница.
«Ты можешь не иметь все, что любишь, но должен любить все, что у тебя есть. Ведь само счастье находится в простых вещах, которые есть практически у каждого. Если мы это поймем, то будем счастливыми людьми».
«Счастье для меня — это найти свое место в жизни».
«Счастье — это просто быть собой, радоваться жизни и быть рядом с близкими».
«Счастье — это заглянуть внутрь себя и понять, что в душе нет пустоты».
Уже не дети, но еще не взрослые. Они не боятся выражать себя, а чувства теперь открывают в социальных сетях. Бумажные записки давно заменили эсэмэски, но школа — это по-прежнему не только учеба, но и первые чувства, первая влюбленность. Они обожают шутить и «подкалывать», но не готовы запустить в класс ворону — из уважения к педагогам. В учителях они все так же ценят не только знание предмета «больше, чем по учебнику», но и желание понять самих школьников.
Профессию они выбирают по душе и уже потом думают о финансах. И некоторые из них хотят в будущем стать учителями и вернуться назад, в родную школу. Потому что аксиома учительского счастья проста и не нуждается в доказательствах: счастье — понимать учеников и быть понятым ими.
Педагоги, которых играли актеры Вячеслав Тихонов, Нина Меньшикова, Ира Печерникова, — очень узнаваемые. Таких было много. И школьники были такие... Все взято из жизни, узнаваемо, не придумано. Поэтому картина получилась достоверной, и ее смотрят и сейчас. «Чему мы можем научить детей?» — вопрос, который задавал Тихонов-Мельников директору школы, актуален и сегодня. Учитель должен постоянно развиваться, он должен знать больше, быть умным, образованным. Тогда его будут ценить и уважать.
Марина Гладкова
|