ТЕПЕРЬ РЫБХОЗЫ РАЗВАЛИЛИСЬ, КОЛХОЗНЫЕ СУДА СГНИЛИ, ПОСЕЛКИ ОПУСТЕЛИ
Многие россияне надеются, что отечественные производители в связи с санкциями оживут. Наладится наше российское производство. Взять ту же рыбу - до введения санкций граждане РФ питались в основном импортной семгой и селедкой, тогда как две трети российского улова лососевых и около 70% минтая продавали китайцам, которые, в свою очередь, после переработки продавали нашу рыбу в Европу. Казалось бы, вопрос решается просто: стоит только наладить транспортировку рыбы с Дальнего Востока и в Центральной части России появится свежая, вкусная, самая разнообразная российская рыба.
Закупать будут на экзотических островах
Но, как выясняется, не все так просто. По словам заместителя главы Росрыболовства Василия Соколова, на конец сентября выловлено 312 тыс. тонн рыбы, однако на внутренний рынок отгружено всего 80 тыс. тонн: «Где остальная продукция? Она лежит в холодильниках. Кто-то ждет цены, кто-то не может продать... Видимо, нет спроса...»
Холодильники на Дальнем Востоке забиты рыбой на 98-100%. Нет не только подвижного состава, нет сбыта. Тем временем в начале сентября заместитель министра сельского хозяйства, глава Росрыболовства Илья Шестаков встретился со специально прибывшим в Москву премьер-министром Фарерских островов. Рыбу мы будем покупать теперь у них. Готовится нарастить объемы и Чили, плюс Белоруссия, которая покупает семгу в ЕС, запечатывает ее и нам же продает.
Генеральный директор ОАО «Мурманский рыбокомбинат» Михаил Зуб не понимает, почему им можно, а Мурманску нельзя? Зуб - тот самый гендиректор, который не побоялся подать в суд на правительство за доведение его предприятия до банкротства: предприятие перерабатывало в сутки 300 тонн живой рыбы. С учетом стоимости доставки та же семга стоила бы в Москве 300 руб. за кг, с учетом торговой наценки в сетях - 340 руб.
В прошлом году предприятие потратило на строительство терминала по приему живой рыбы 69 млн руб. Теперь оно вынуждено будет закрыться - российских судов, которые ловят и сдают живую рыбу, в России просто нет. Одним словом, лес рубят, щепки летят. Непонятно только, кого рубят и зачем.
«Во Владивостоке ждут, когда продвинется пробка, - констатирует Соколов. - Сложностей много, в том числе в инфраструктурной отсталости железных дорог: даже если удастся найти состав, проблема с борта отгружать в вагоны, техническое несовершенство путей и самой погрузки». Вывозить рыбу в центральный регион не на чем, а главное - непонятно зачем.
Свободных железнодорожных составов и рефрижераторных секций, по словам рыбопромышленников, нет. Десятки транспортных судов ожидают своей очереди на рейде в порту Приморья. Мощностей для хранения рыбы катастрофически не хватает, и за каждый день простоя судов приходится платить втридорога. Ажиотаж на холодильники вновь привел к росту цен за хранение. Владельцы мощностей стали применять прогрессивные ставки.
Генеральный директор Центра развития инвестиций Марина Макеева вспоминает советскую структуру рыбной ловли: «Сегодня Владивостокский рыбный порт является рыбным всего лишь на 10%. То же самое - Находка. Еще 30 лет назад мы имели массу рыбколхозов, которые являлись градообразующими предприятиями прибрежных поселков».
Теперь рыбколхозы в основной своей массе развалились, колхозные суда сгнили, поселки опустели. «И вот мы говорим о незаселенных территориях. Без увеличения флота мы не добьемся закрепления населения», - считает аналитик.
Соколов согласен: вся территория портов распродана в свое время за копейки, передана арендаторам «за очень смешные цены». И эти предприятия никто не вправе заставить ловить рыбу: «У государства остается узкий коридор у моря, остальное занято компаниями, которые к рыбе не имеют никакого отношения».
Ситуация, конечно, печальная, но возрождать рыбколхозы государство не планирует - куда проще закупать рыбу на экзотических островах. «В СССР было горючее дармовое, электричество. Сейчас этого нет, а без этого рыбколхозы будут невыгодны», - говорит замглавы Росрыболовства.
Оголодает россиянин и запросит мойву
Накануне президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос субсидирования железнодорожных перевозок селедки с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Однако аналитики уверены: проблема не в субсидиях, а в качестве российской рыбы, попадающей на прилавки.
«Она окисленная с желтым налетом, - констатирует директор группы компаний ООО «Агентство Рефперевозки» Ильдус Халиков. - Можно рыбу с Дальнего Востока просто перевезти, а можно перевезти качественно. Срок перевозки в вагонах-рефрижераторах - максимум 10 дней, а у нас только 10 дней формируется состав. В итоге рыба перемороженная, образуются не только мелкие, но и крупные кристаллы, которые разрушают структуру ткани. Поэтому, когда мы говорим, что нет спроса, надо для начала посмотреть, какую рыбу предлагают потребителю».
В среднем рыба добирается с Дальнего Востока до Москвы 45-60 дней. В рефрижераторы ее заправляют при температуре минус 18оС. Каждый день перевозки снижает температуру внутри рефрижератора еще на один градус. Вот и решайте сами, надо ли кушать рыбу, которая либо уже развалилась от перезаморозки, либо за время всех своих приключений успела обветриться или банально протухнуть. Чаще всего рыбу везут в изотермическом вагоне. «Изотермический вагон-термос производится из брянского вагона, посмотрите его изоляцию - это просто труха», - говорит Халиков.
Лучшие вагоны для перевозки мороженой рыбы - немецкие, но закупать мы их не можем - у нас ответные санкции. Сделать аналог почему-то тоже не можем. Поэтому вот вам дотации 5 руб. на перевозку 1 кг селедки - и везите ее как хотите. Хоть на собаках.
Парадокс, но большую часть консервов делают в Центральной части России - вначале везут с Дальнего Востока, промораживают, протушивают, а потом закатывают в банку. Задачка решается просто - рыбные консервы делаются в РФ на полулегальных производствах. Уехала рыба и потерялась. Пока ее найдут где-то на просторах России проверяющие органы...
Перевозчики сегодня не хотят везти рыбу в Москву, потому что обратно на Дальний Восток им придется гнать порожняк - груза с запада на восток просто нет. Но есть и еще одна проблема - россиянин хочет запрещенную норвежскую семгу и уже не хочет российские перемороженные минтай и мойву.
Вот и получается, что на Дальнем Востоке рыбу хотя бы купят китайцы, а в Москве совсем неясно, куда ее девать.
Мойву россиянин последние лет 10 почти не ест, потому что избаловался. Вместо семги оте¬чественные рыболовы пытаются накормить россиянина горбушей. Но пока не получается.
По мнению российских рыбопромышленников, виноваты во всем норвежцы, которые агрессивно продвигали свою семгу на российский рынок. В итоге только за последние 10 лет импорт семги в РФ вырос в 4,4 раза, а цена - в 10,6 раза.
Затоваренность рынка семгой и явилась в свое время причиной того, что отечественный производитель с той же кетой или горбушей не мог пробиться к прилавку. А у россиян сформировалась привычка к норвежской рыбке - российскую наш соотечественник есть уже не хочет.
И не только семгу - даже селедку россиянам подавай исключительно импортную. «Мы должны отказаться от импортной селедки, - считает заместитель председателя Общественного совета при Росрыболовстве Александр Фомин. - Надо проводить разъяснительную работу с населением, а то минтай уже даже рыбой не считают, выражение такое есть: «Минтай - рыба для кошек».
Фомин напомнил, что лет 20 назад россияне кушали филе минтая с превеликим удовольствием, а вкуса семги даже и не знали. Так что и сейчас наши соотечественники вполне смогут прожить без импортного продукта. Тем более наша рыба замороженная и есть ее безопаснее, чем норвежскую охлажденную.
Сколько понадобится лет, чтобы россиянин забыл вкус норвежской рыбы и вернулся к минтаю и мойве, неизвестно. Единственная надежда у рыбопромышленников - на финансовый кризис. Оголодает россиянин и запросит рыбки. Пусть тухленькой, пусть желтенькой. Какая-никакая, а своя.
Чилийскую же и фарерскую семгу будет есть теперь исключительно элита - снижение ее цены не ожидается. Скорее наоборот.
Аделаида Сигида
|