САМОЛЕТНЫЙ ДУХ ДЛЯ НЕЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ АРОМАТЫ «ШАНЕЛИ»
«Первым делом - самолеты, математика - потом...», - так решила Мария Карманова, и с тех пор пытается оживить списанный самолет с необычной историей.
Вместо стрелок стояли спички
Под Новосибирском, в небольшом городке Бердске, есть летное поле для воспитанников школы планеристов, парашютистов, малой авиации. Небольшой кусок земли обступили кирпичные коттеджи. А возле деревьев, напротив будки охранника, под нависшим серым небом стоит холодный памятник ушедшей эпохи и ушедшей авиации – первый советский пассажирский реактивный самолет Ту-104А. Легендарный лайнер, которых во всем мире осталось по пальцам пересчитать, еще в далеком 1978 году совершил уникальную посадку на грунтовку бердского аэродрома, что обычно принимает только легкие спортивные самолеты, да «кукурузники» Ан-2.
Там и встал на вечную стоянку, служа нуждам бердского аэроклуба в качестве… склада парашютов, запчастей и прочего. С тех пор краска местами облезла, двигателей давно уже нет, а к двери ведет самодельный трап. Из самолета выглядывает девушка с открытой улыбкой и в забавных круглых темных очках а-ля Джон Леннон. Это Мария Карманова. Молодой ученый-математик. Как говорится, душой прикипела к крылатому пенсионеру и вот уже пять лет пытается реанимировать никому, увы, не нужный списанный борт.
Маша встречает нас гостеприимно, проводит по всему салону. Запах внутри… смешанный.
- Я отсюда столько мусора выгребла, а в кабине сохранился настоящий самолетный дух, - девушка, улыбаясь, потягивает носом - для нее это, похоже, лучше, чем ароматы из флакончиков «Шанель».
Обстановка внутри печальная - как кадры из фильма «Жизнь после людей». Салон пуст – здесь уже давно нет ни кресел, ни столиков. Вандалы оторвали таблички, охотники за цветметом откусили часть проводов. «Мрак запустения» наступил в 90-е годы прошлого века, но ближе к 2000-м аэродром обзавелся охраной, и на двери самолета появился замок. До салона машины руки еще не дошли, пока она занимается только кабиной пилотов. Вход в святая святых тоже под замком. Два поворота ключа - и мы внутри. В глазах рябит от количества циферблатов, лампочек, приборчиков, датчиков...
- Это АГБ-2, это АГИ-1, а вот РСБ-70, - сыплет Мария труднопроизносимыми аббревиатурами, обозначающими приборы, но с ее губ эти буквенно-цифровые шифры слетают, словно стихотворные строки.
- Когда я первый раз сюда зашла, часть приборов была вырвана, другие - просто вдребезги разбиты, вместо стрелок стояли спички.
Такое необычное хобби
Сподвижник Марии - Илья помогает девушке уже два года. Он пилот малой авиации и разбирается в технических тонкостях. В этот раз Илья принес с собой большой мешок каких-то железяк.
К сожалению, многие детали уже не рабочие. Чтобы соблюсти все тонкости, парень нашел в других городах книги с главами технических описаний самолета, например, томик о гидросистеме Ту-104. Эти фолианты существуют в единичном экземпляре, в интернете их не найти. Илья ездит за книгами по всей стране либо просит знакомых отсканировать главы пособий. Есть у молодежи и старший товарищ Владимир Алексеевич Чеботников - местный инженер-авиатехник, который починил уже не один прибор.
И все же идейным вдохновителем команды остается девушка из Института математики СО РАН. В этом году Маша защищает докторскую диссертацию по математическому анализу. Но основная работа нисколько не мешает ее увлечению.
- Наоборот, благодаря полетам на семинары и научные симпозиумы я и полюбила самолеты. В первый раз я полетела в 1997 году - впечатления незабываемые! Зона турбулентности - болтанка - меня не напугала. Тряска меня успокаивает, во время нее я обычно засыпаю.
Зарплату математика девушка тратит на те самые АГИ и АГБ, а также указатели скорости, высотомеры, компасы…
- Вы только не думайте, что я все деньги на самолет трачу, мне и на жизнь хватает. Просто у меня вот такое необычное хобби. А что такого? Кто-то марки собирает… - будто оправдывается Маша. На аэродроме девушка появляется только в выходные, но увлечение забирает время и в будни - каждый день сибирячка просматривает десяток форумов по продаже авиаприборов. Детали от самолета ей присылали из разных концов страны: Южно-Сахалинска, Калининграда, Сыктывкара, Краснодара.
Во сне девушка летает, но наяву 104-й вряд ли поднимет ее в воздух: ресурс многих деталей уже давно израсходован, либо истек их срок хранения. Может, поэтому Марию отчасти можно сравнить с доктором Франкенштейном - пытается оживить погибшего пациента. Взлететь на Ту-104 - мечта несбыточная, а вот сделать из лайнера красивый музей вполне возможно. Ведь даже сейчас заглянуть в старый самолет для многих интереснейшее развлечение. Дети, садясь в обшарпанное кресло пилота, просто визжат от восторга - они дергают рычажки, нажимают кнопки, здороваются по микрофону с воображаемыми пассажирами. Кто знает, может, именно так ведет себя и Маша, когда рядом никого нет...
Катерина Хомякова
|