СЕКРЕТ СВОЕГО НЕБЫВАЛОГО ТВОРЧЕСКОГО ДОЛГОЛЕТИЯ МАСТЕР УНЕС С СОБОЙ
На 98-м году скончался легендарный российский режиссер, народный артист СССР Юрий Любимов. Он еще при жизни вошел в учебники театральной истории. Он был последним островом Атлантиды великого советского театра. Ставшее нарицательным слово «Таганка» всегда ассоциировалось с духом свободомыслия, песнями Высоцкого, дерзким политическим фрондерством, хотя сам Юрий Любимов считал, что всю жизнь имел дело не с политикой, а с эстетикой.
Истинное призвание раскрылось только на Таганке
До 1964 года на месте легендарного театра находился Московский театр драмы и комедии. Весной того года в театр пришли молодые актеры, выпускники Щукинского училища, вместе со своим педагогом Юрием Любимовым, актером театра Вахтангова, и принесли свою дипломную работу — спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. История богов и людей оказалась важной вехой в истории российского театра: из этой постановки родилась любимая зрителями Таганка.
Ко времени создания нового театра Юрий Любимов прожил на сцене почти тридцать лет. Он учился актерской игре в студии МХАТ 2-й и в 18 лет впервые сыграл в спектакле «Мольба о жизни», одной из последних постановок театра. После закрытия второго МХАТа Любимов перевелся в театральное училище при театре Вахтангова (имя Щукина оно получит позже), закончил его, был призван в армию, воевал на Зимней войне, а во время Великой Отечественной служил в ансамбле НКВД. После войны — в 1946-м — вернулся в труппу Вахтанговского театра, где и проработал до начала 60-х.
Но истинное призвание Любимова раскрылось только с созданием Театра на Таганке. Он вспоминал, что и актером в театре и кино часто вмешивался в работу режиссеров, а сам начал ставить, когда понял, что у него есть «острое чутье» на то, как нужно сделать. Уже первый спектакль — тот самый «Добрый человек из Сезуана» — произвел фурор. Впрочем, сам режиссер отмечал, что без этой постановки он не смог бы создать свой театр.
Потом были «Герой нашего времени» по Лермонтову, «Антимиры» по поэзии Андрея Вознесенского, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида с революционными матросами, врывавшимися на сцену через зрительный зал. Любимов смело экспериментировал, ставил поэтические спектакли и превращал прозу в пьесы, рассаживал актеров в зрительном зале и выводил на сцену Гамлета в свитере.
Для всех Таганка была больше, чем театр. В самые глухие советские времена это было место, которое можно было назвать настоящим Островом свободы. Это было место, где люди собирались и чувствовали присутствие друг друга.
Путь на родину ему был закрыт
В Москве этот театр был на особом счету. В эпоху дефицита билеты на Таганку были самой твердой валютой. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли в очередях ночами, жгли на улицах костры. Немудрено, что Любимову не простили свободомыслия и влияния на умы современников. В 1984 году режиссер, находившийся в Лондоне, узнал, что лишен гражданства СССР, и путь на родину ему закрыт. Сам Любимов пострадал от этого решения меньше, чем наш театр.
Юрия Петровича с распростертыми объятиями встретили лучшие сцены мира: он работал в «Ла Скала» и «Ковент-Гарден», по приглашению Ингмара Бергмана ставил в Стокгольме «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», его «Бесы» и «Преступление и наказание» с небывалым успехом гастролировали по всей Европе. Режиссеру предложили гражданство Израиль и Венгрия, где он и встретил свою будущую жену и помощницу Каталин Кунц.
В перестроечном 1989-м Любимов вернулся в Россию триумфатором. Ему возвратили гражданство, восстановили в репертуаре запрещенные спектакли. Но в труппе театра назрел раскол: часть актеров решила остаться с новым руководителем Николаем Губенко, а часть вернулась к Любимову. С этого «развода» начался конец старой Таганки, но не конец творчества Любимова.
Поставив несколько мощных эпических спектаклей — «Живаго» Пастернака, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Шарашку» Солженицына, режиссер изобрел новый универсальный жанр поэтического бриколажа, в котором были сделаны все его последние работы на Таганке, в том числе «Суффле», «Сказки», «Арабески».
Отношения с актерами у Любимова складывались трудно. Режиссер-демиург, режиссер-диктатор, он не терпел в театре демократии и устанавливал свои правила игры. Актеры бунтовали. Ситуация накалилась до предела в июне 2011-го, и Юрий Любимов ушел из созданного им театра. Но не сдался, не перестал работать.
За год он успел выпустить в Вахтанговском театре «Бесов» Достоевского — строгую четырехчасовую фреску, которая, казалось, открыла еще один этап в его творчестве. Вновь обратился к оперной режиссуре, приняв заказ на постановку «Князя Игоря» в Большом театре.
Осиротевший Театр на Таганке вроде бы тоже начал новую жизнь, стал приглашать разных режиссеров, но при этом сразу потерял собственное лицо. Потому что Любимов, создав свой неповторимый стиль и воспитав целую плеяду превосходных актеров, тем не менее не оставил достойных преемников. Его театр был авторским, уникальным, и секрет своего небывалого творческого долголетия Мастер унес с собой.
Марина Шимадина
|