ВСЕ, ЧТО КАСАЛОСЬ ТВОРЧЕСТВА, ЮРИЙ НИКУЛИН ОБСУЖДАЛ С ЖЕНОЙ
В Москве на 86-м году жизни скончалась супруга Юрия Никулина. Вдова великого комика на самом деле сыграла большую роль в становлении Никулина как актера. Они были в браке 47 лет, и все эти годы она была его верной помощницей. "Я удачно женился. Жена - золотой человек. Умная женщина - советуюсь", - говорил Никулин про супругу. Почти год назад, накануне дня рождения Юрия Никулина, мы поговорили с Татьяной Николаевной о ее жизни, семье и муже. Сегодня вспомним это интервью.
Не позволял ей сниматься в кино
- Татьяна Николаевна, Юрий Владимирович был однолюбом – это все знают. Но с каким азартом Никулин спел песенку «Если б я был Султан, я б имел трех жен!»
- Мы очень любили друг друга до самого конца Юрия Владимировича - вот и все объяснение. Любовь - это когда не находишь себе места, если любимому плохо. Когда всегда хочется прикоснуться к нему, поцеловать… Даже в макушку. Правда, любовь Юрия Владимировича была несколько эгоистичной по отношению к моей профессиональной деятельности. Например, он был ярым противником всего того, что могло нас отдалить друг от друга, разлучить, и уговорить его «потерпеть», «подождать», «понять» в этом случае было невозможно.
Не хотел, чтобы я снималась в кино только потому, чтобы не разлучаться со мной – ведь надо было ездить в экспедиции. В цирке отказывал мне в отдельном, своем номере - опять-таки из-за боязни гастролей без него. «Я хочу, чтобы ты всегда была рядом» - отвечал на мои «почему» Юрий Владимирович. Я смирилась, понимая, что так для моего мужа будет лучше. Когда Юрий Владимирович ушел из цирка, я тоже ушла вместе с ним. Правда, потом вернулась…
- Расскажите, пожалуйста, еще раз вашу необычную историю знакомства.
- Студенткой я занималась конным спортом. В конюшне, куда я приходила, был смешной жеребенок, на маленьких ножках, с большой головой, мощным туловищем. Слава о жеребеночке, которого звали Лапоть, дошла до клоуна Карандаша – Михаила Румянцева. По просьбе Карандаша, я и еще две девочки стали готовить Лаптя к цирковой карьере. Во время этих занятий, уже в цирке, я и познакомилась с Юрием Никулиным, который тогда работал ассистентом Карандаша. Юрий Владимирович пригласил меня на представление, где в одном из номеров упал с лошади. Его увезли в институт Склифосовского, где и начался наш роман. Всю зиму я его навещала в больнице, а уже весной мы поженились.
- А правда ли, что вас объединила общая страсть к детективному чтиву и фильмам детективного жанра? Если так, то почему?
- Мы собрали одну из самых богатых и редких в Москве библиотек с детективами. Почему? Загадки, фокусы, кроссворды, истории с неожиданными поворотами сделали нас фанатами детективного жанра. В самом Никулине не было ни авантюризма, ни интриганства. Больше всего на свете Юрий Владимирович опасался грязных историй. Никогда не шел на контакт с аферистами разного рода, провокаторами, интриганами. Он был очень чистым человеком – во всем и всегда.
Даже сторож мог запросто зайти к нему
- С кем же советовался Юрий Никулин?
- Все, что касалось творчества, Юрий Владимирович обсуждал со мной. Между прочим, это я, скажем так, «подтолкнула» Юрия Владимировича к тому, чтобы он снимался в кино. Он очень хотел сниматься, но боялся. Ведь несколько раз, причем жестоко, его отфутболили при наборе в театральные институты, поставив ему жестокий вердикт: «Нет актерских способностей». До конца эта рана, нанесенная театральными мастерами, была для него очень болезненной. Пользуясь случаем, хотела бы попросить тех педагогов, которые набирают молодых ребят в театральные вузы, быть более внимательными при отборе, и не рубить сплеча.
Первой кинопробой у Юрия Владимировича был фильм «Девушка с гитарой», правда, на эпизодическую роль. Не поверите, но много-много часов я убеждала Юрия Владимировича пойти на пробы, причем говорила такие смешные вещи: «Юра, но ведь они же не съедят тебя!» Но он почему-то сомневался даже в этом и повторял: «Нет, они съедят, точно съедят!».
- Существует мнение, что клоун – самый одинокий и самый печальный человек на свете.
- Юрий Владимирович ни дня не мог прожить без людей. Когда он был директором цирка, то любой, даже сторож, мог зайти к нему в кабинет со своим вопросом или просто поговорить. Он не был директором, администратором в современном понимании. К Никулину шли с любой просьбой, и он всем помогал. Юрий Владимирович делал людям столько добра, что даже я не предполагала, сколько.
Помогал и деньгами, доставая их просто из своего кармана. Юрий Владимирович не любил деньги и не придавал им большого значения. Мы жили очень скромно. Ни в чем не нуждались, но скромность была природной чертой Юрия Владимировича. Он не делал мне дорогих подарков не потому, что не хотел, просто не понимал, зачем. Многие люди до сих пор оплакивают смерть Юрия Никулина, потому что он был добрым и помогал в беде почти всем.
Анжелика Заозерская
|