У РЕБЯТ ЗАБРАЛИ НАДЕЖДУ НА ИЗМЕНЕНИЯ В БУДУЩЕМ
С 1 октября в России приостановлена работа американской программы FLEX по языковому обмену, несмотря на то что некоторые школьники уже прошли первый отборочный этап. Выпускница программы и экс-сотрудник «Американских советов по международному образованию» недоумевает: кому могла помешать программа, после которой старшеклассники возвращались еще патриотичнее, чем уезжали?
Уроки российского патриотизма в Америке
Декабрь 2013 года, начало отбора «флекса» в Москве в главном здании Высшей школы экономики. На входе я встречаю женщину, которая пришла вместе со своей дочерью на первый тур отбора – 15-минутное тестирование английского языка. Оказалось, что эта женщина сама ездила по этой же программе 20 лет назад, в самый первый год открытия программы в России. В этот момент я понимаю, что одной из главных долговременных целей для меня будет возможность передать опыт участия в программе моим детям и возможность их участия в программе.
Однако теперь программа приостановила свою работу на территории России, лишив возможности целеустремленное молодое поколение показать себя, расширить свой кругозор и стать настоящими будущими лидерами своей страны. Многие не понимают серьезность последствий закрытия программы, говоря, что есть еще программы обмена, есть возможности обучения за границей, нет запрета на выезд в США.
Да, не запретили учиться; да, не закрыли границу; да, есть другие программы обмена. Даже мой личный опыт подтверждает все данные аргументы: после «флекса» я ездила в Штаты, являюсь студентом одного из лучших вузов в России и на данный момент учусь по программе обмена в Европе.
Однако «флекс» всегда был символом возможностей, шансов достичь чего-то в столь юном возрасте только благодаря своим умственным способностям и личностному росту.
В 8-м классе, это был 2008 год, я впервые узнала о программе, увидев объявление в школе, но тогда не подходила по возрасту. Через год не прошла, завалив простой тест. На третий год, наконец, дошла до конца. Участие в программе было не просто шансом выучить язык, а возможностью доказать себе и окружающим, что возможно все. Особенно в свете того, что до введения ЕГЭ поступить в вуз без связей и коррупции было нереально, особенно для детей из регионов.
В Америке я попала в Лилэнд, штат Мичиган, — маленький городок с населением чуть больше тысячи человек, расположенный на севере штата. Моей принимающей семьей были достаточно нетипичные для такого городка американцы, получившие образование в Джорджтауне, много путешествующие и интересующиеся ситуацией в современном мире. На крыше дома вместо американского флага висели пиратский и большой желтый смайлик.
Также у меня были две американские «сестры», с которыми в течение года я очень сдружилась. После Казани с несколькими миллионами горожан маленький городок и школа со 150 учащимися изначально казались чем-то невероятным. Для большинства людей я была первым человеком из России, так что вопросов мне было не избежать.
Так как город находится на самом берегу озера Мичиган, одним из главных вопросов стал «Есть ли у вас водоемы в городе?». Стереотипных вопросов было немного, но в большинстве своем они были одинаковы: «А правда, что в России холодно/ пьют только водку/ ходят медведи по улицам?» Да, это звучит глупо, но это примерно так же, как россияне думают, что в Штатах все едят в Макдональдсе, толстые, обладают небольшим кругозором и живут американской мечтой.
Разочарования в политике как таковой
Неотъемлемой и самой любимой частью программы стала возможность делиться своей культурой с американцами. Я была единственной россиянкой, которую они знали. Также было невероятно интересно учиться у других людей: в моей школе были ребята не только из Западной Европы, Южной Америки, но и с Ближнего Востока. Обучение через общение, на мой взгляд, является самым эффективным и познавательным. Это и есть главная цель любых программ обмена. Обязательной частью программы было участие в волонтерских проектах на местном уровне – помощь детям, старикам, организация мероприятий.
Верно говорят, что «флекс» по-настоящему начинается только по возвращению на родину. Московский офис устраивал реюнионы два раза в год – выпускники разных годов собирались вместе, общались, обменивались контактами. Вместе мы организовывали мероприятия в детских домах, различные субботники и фандрейзинги. В начале этого года были организованы мероприятия для помощи сбору денег на лечение Ильи из Братска, который должен был поехать по «флексу» в этом году, но неудачно упал с велосипеда и повредил трахею.
Можно сказать, что с помощью «флекса» у меня появилась первая настоящая работа. С сентября 2013 года я начала работать в «Американских советах по международному образованию». Моей задачей была экспертная оценка эссе старшеклассников Евразии, Ближнего Востока и Африки, участвующих в отборе на школьные программы обмена в США. За несколько месяцев я обрела нереальный багаж знаний о культуре, ценностях и целях молодого поколения практически со всего мира.
К сожалению, мне пришлось оставить свою должность, так как в начале апреля «Американские советы» были неожиданно закрыты по решению Министерства юстиции, но общими силами организовать проект мы все-таки смогли. После закрытия организации мы шутили, что Россия превращается в Белоруссию, так как она являлась единственной страной на постсоветском пространстве, где «флекс» был запрещен, но были уверены, что это никогда не случится у нас.
Мне очень тревожно наблюдать за тем, как происходят такие кардинальные изменения. У детей забрали не только возможность увидеть мир и достичь чего-то грандиозного в столь юном возрасте, но забрали надежду на изменения в будущем, надежду на «make a difference» собственными силами в своей любимой и родной стране. Именно любимой, так как у большинства по возвращению на Родину просыпается патриотизм, которого они никогда не испытывали.
Широко распространенное мнение общества о том, что после года в Штатах мы стали носителями американской пропаганды, неверно в большинстве случаев. То, что дал нам «флекс», – это умение аналитически мыслить и оценивать ситуацию с трезвой стороны, а также любить и ценить свою Родину. Грустно наблюдать за тем, как политические игры мировых держав влияют на возможности молодежи, возможности тех, кто хочет учиться и развиваться.
Наибольшие разногласия возникают между политиками, а не в среде молодежи.
Мысли об отмене «флекса» не оставляют равнодушными ни одного выпускника, но я не думаю, что это как-то ослабит наше сообщество. Да, будет сложнее организовывать мероприятия, не будет организованных реюнионов, но мы продолжим общаться. Единственное, чего не вернуть назад, это разочарования в политике как таковой.
Лия Халикова
|