МЯГКИЕ ДИВАНЫ В МЕТРО
Молва гласит, что мягкие кожаные диваны для вагонов метро придумал Сталин. И что по одной из веток до сих пор ходит поезд с сиденьями 1940 годов. Чтобы проверить эту легенду, мы обратилась к сотрудникам народного музея метро.
Пассажир чувствовал себя, словно дома
— Сталин тут ни при чем, — поправляет меня Константин Черкасский, директор музея. Мы сидим в одной из комнат, куда я попала сразу из вестибюля станции метро «Спортивная». На стенах развешаны старые схемы подземки. — А было это так… Перенесемся на много лет назад, в 1934 год. Стрелки часов показывают 20 часов 10 минут.
Самый первый поезд подземки вышел из электродепо «Северное». Он сделал шесть рейсов от станции «Комсомольская» до станции «Красносельская». История хранит имя первого машиниста: инженер завода «Динамо» Михаил Шмолянский. И ехали в первом составе почетные гости. Сначала Шмолянский вел поезд тихо, а после пробного рейса со скоростью 40 километров в час — а именно с такой скоростью в то время ходили трамваи — разогнался до 60 километров.
И почетные гости испугались: «Быстрее на 20 километров! Да еще и под землей!» Однако Лазарь Каганович, куратор строительства метро, тогда сказал фразу, ставшую исторической: «Только так быстро и должен ходить поезд в нашем самом лучшем в мире советском метро!» Этот поезд отличался от сегодняшних составов тем, что сидушки там были мягче и пассажир чувствовал себя, словно дома на диване.
— Дело в том, что первые вагоны метрополитена выпускались совместно тремя заводами: Мытищинским машиностроительным, Московским тормозным заводом (там делали пневматическое оборудование) и заводом «Динамо» (окончательная сборка), — рассказывает Черкасский. — Когда в августе 1934-го первые вагоны пришли на завод «Динамо», туда приехал Лазарь Каганович.
И когда нарком зашел в ярко освещенный красивый салон, он увидел там деревянные лавочки. Он их страшно раскритиковал: «Мы построили лучший метрополитен, но пассажиру-то будет неудобно...» — и произнес другую фразу, вошедшую в историю: «Каждому пассажиру надо дать по мягкому месту!» И в процессе монтажа электрооборудования были изготовлены диваны.
— Я слышал от сотрудника Мытищинского завода, — добавляет историк Михаил Шульга, — что для набивки подушек под первые сиденья стригли лошадей.
Ретро-музей на колесах
Мягкие сиденья просуществовали в подземке до 1974 года. А потом вышел новый ГОСТ, и они были заменены привычными нам полумягкими диванами.
— Отчего это произошло? Дело в том, что те сиденья было проще испортить, а полумягкие служат дольше. Вот такие антивандальные меры, — объясняет Михаил Шульга.
«Мягкие места» ушли в прошлое, но ощутить себя пассажиром того времени можно и сейчас. По Сокольнической линии каждый день ходит ретро-поезд. Его можно узнать по желто-коричневой расцветке, характерной для первых вагонов.
— Там светильники-тюльпаны — реплики с 1935 года, — рассказывает Константин Черкасский, — а стены отделаны под ленкруст — материал, напоминающий жидкие обои. Каждый пассажир может заглянуть в этот ретро-музей на колесах. Поверьте, оно того стоит.
Мало кто знает, что по столичной подземке 75 лет назад ходил состав, где сиденья располагались не вдоль стен, а поперек. Однако эксперимент популярностью не пользовался — из-за такой конструкции сидений в вагоне было очень тесно. Уже во время капитального ремонта перед войной его салоны были превращены в стандартные, серийные.
Но самое интересное, обивка в шести вагонах этого состава была выполнена не из кожзаменителя, а из натуральной лайковой кожи. Во время войны, когда этот состав находился в эвакуации в Андижане, натуральная кожа испортилась.
Сегодня средняя скорость движения поездов в столичной подземке — 46–72 километра в час. В утренний и вечерний час пик скорость метро из-за большой загруженности вагонов чуть ниже. Интервал движения между поездами в Московском метрополитене один из самых маленьких в мире — всего полторы минуты, и соблюдается он неукоснительно.
Марина Гладкова
|