ПРИРОЖДЕННЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ
В среду, 5 ноября, легендарной Кире Муратовой - одному из самых неоднозначных и самобытных режиссёров в истории мирового кино - исполняется 80 лет. Споры о её фильмах не умолкают - и неважно, когда они были сняты - в шестидесятые, или пару лет назад. Кинорежиссёр Роман Балаян как-то сказал: "Все снимают, как могут, Муратова — как хочет".
Не могла обойтись без привычных "уколов"
Кира Георгиевна всегда была убеждённой противницей раскладывания искусства по полочкам: действие её картин, снятых без оглядки на какие-либо рамки, происходит везде и нигде, всегда и никогда. А бывает и так, что над волей, диктуемой автором, держит верх воля, диктуемая самим кино. Прирождённый исследователь человеческих душ, Муратова всегда обладала уникальной способностью - пробуждать в обычном человеке артиста, а в профессиональном актёре - человека.
В начинающем Владимире Высоцком она увидела обычного мужика-геолога, в никому не известной Нине Руслановой - фантастический творческий потенциал. И всё же главную роль в "Коротких встречах" (1968), первой её полностью собственной картине, Муратова сыграла сама. "Я смотрю на человека и пытаюсь как-то влезть в его нутро, вытянуть то интересное, что в нём есть, и придумать ему роль", - говорила она.
В 1971 году Кира Георгиевна начала снимать "Долгие проводы" по сценарию Натальи Рязанцевой. На главную роль она пригласила маститую театральную актрису Зинаиду Шарко. Пересматривая этот фильм сегодня, понимаешь, что в её образе режиссёр нашла свою феллиниевскую Кабирию. "Зина, я многих актрис пробовала. Мне нужна была нелепая женщина, я вас нашла", - признавалась Муратова после съёмок.
Начальство Одесской киностудии требовало внести правки, но режиссер отказалась. Приговор был суровым: Киру Георгиевну уволили со студии, а картину положили "на полку" на долгие 16 лет. Вынужденный творческий перерыв привёл к переменам в личной жизни - Кира Георгиевна переехала в Ленинград, где познакомилась со своим вторым мужем, художником Евгением Голубенко.
На "Ленфильме" Муратова сняла картину "Познавая белый свет", но в широкий прокат она так и не вышла, а в следующей ленте, мрачной и безысходной драме "Среди серых камней", даже не указала своего имени, заменив его придуманным Иваном Сидоровым. Впрочем, всё остальное было на месте: странная атмосфера, вереница ярких человеческих образов, обязательный конфликт между плёнкой и реальностью. Кино о том, что словами выразить невозможно.
Ввиду отсутствия денег Муратовой пришлось устроиться на работу в студийную библиотеку - таким образом, она в очередной раз "выпала" из кино. В 1987 году ей вернули диплом режиссёра, выпустили "Долгие проводы" и позволили снова вернуться к работе, но Кира Георгиевна снова пошла против системы и подала заявку, которой от неё не ждали - на экранизацию криминального рассказа Семерсета Моэма.
Как и стоило ожидать, в картине "Перемена участи" Муратова не могла обойтись без привычных "уколов" - ментальность советских интеллигентов была воспроизведена ею в точности и проанализирована без жалости. За этот фильм Кира Георгиевна удостоилась премии Всесоюзного кинофестиваля в номинации "режиссура".
Усталость от вечной борьбы с советской номенклатурой вылилась в "Астенический синдром" (1989) - ленту, вызвавшую неоднозначную реакцию критиков и партийного руководства страны, но принесшую международную известность. Впоследствии фильм был удостоен Специального приза жюри "Серебряный медведь" 40-го Берлинского кинофестиваля и премии "Ника".
По воспоминаниям Муратовой, после выхода фильма она была полностью лишена мыслей, желаний и перспектив - ей казалось, что она уже сказала всё. К счастью, на сей раз этот перерыв был коротким - всего два года. В 1991 году режиссёр выпустила картину "Чувствительный милиционер", героями которой стали смешные и трогательные люди, спорящие о том, кому удочерить найденного в капусте ребенка. Лента была включена в список ста лучших фильмов мира по версии Европейской Академии кино и телевидения. В последующие годы Кира Георгиевна снимала самое разнообразное кино.
Илья Маршак
|