ЭХ, НАМ БЫ НЕМЕЦКОЕ СЧАСТЬЕ
С начала лета мировые цены на черное золото упали на четверть. Тем не менее цены на российских автозаправках продолжают упорно ползти вверх. Чем объясняется этот парадокс? «Уже давно топливо в Германии не стоило так дешево, как сегодня, - пишет газета die Welt. - И цены продолжают падать. Только за последнюю неделю стоимость одного литра бензина марки Super E10 снизилась на 4,2 цента». Причина этого счастья немецким журналистам очевидна - падение цен на сырую нефть. Но в России мировая тенденция дает почему-то прямо противоположный результат.
Нефтяники дерут цены
Вот свежая сводка Росстата: с 21 по 27 октября автомобильный бензин подорожал на 0,2%, а с начала года - на 9%. Кстати, вопреки устоявшимся представлениям, розничные торговцы моторным топливом ведут себя еще по-божески: производители с начала года подняли цены более чем на 27%. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», марка Аи-92 подорожала до 32 руб. 82 коп. за литр, Аи-95 - до 35 руб. 36 коп.
Чиновники, политики и эксперты предлагают свои объяснения нашей бензиновой аномалии. В правительстве, например, фигурируют сразу две трактовки происходящего. По словам замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, рост бензиновых цен вызван традиционно высоким сезонным, летним, спросом, который вот-вот сойдет на нет. Куда более мрачное будущее пророчит вице-премьер Аркадий Дворкович: «Наши цены на бензин зависят от того, сколько стоит его производство и какие налоги платят компании. Принято решение о дальнейшем повышении налогов, поэтому цены на бензин вырастут». Это уже ближе к истине: примерно 60% цены бензина - государственная составляющая (налоги и акцизы).
Предложения правительства предусматривают поэтапное - в течение трех лет - повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых: для нефти - в 1,7 раза, для газового конденсата - в 6,5 раза. Одновременно предполагается сократить вывозные таможенные пошлины: на нефть - в 1,7 раза, на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. Таким образом, нефтяные компании стимулируются к вывозу их продукции за пределы страны, что делает неизбежным повышение цен на внутреннем рынке.
По мнению ряда экспертов, зависимость между мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на бензин все-таки имеется, но не прямая, а скорее обратная. «Когда цены на нефть падают, компании пытаются компенсировать недополученную прибыль на западных рынках прибылью, полученной в нашей стране, - считает экономист, президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. - Поэтому цены все равно растут».
Экс-вице-премьер Борис Немцов выделяет несколько фундаментальных причин российской бензиновой аномалии. Корень бед, по его мнению, кроется в «запредельной монополизации рынка»: три крупные компании - «Роснефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» плюс «Газпромнефть» контролируют 75% рынка. «Национализация нефтяного сектора», начавшаяся с разгрома ЮКОСа, привела к тому, что «конкуренция резко снизилась, что позволило диктовать цены на рынке».
Причина №2 - огромные долги, почти 70 млрд долларов, висящие на монополисте №1 - Роснефти (40% добываемой в России нефти). Чтобы расплатиться с долгами, компания повышает отпускные цены на нефтепродукты, что отражается на всем рынке. И, поскольку долги нефтяных компаний представляют собой в основном кредиты западных банков, большую роль при этом играет девальвация рубля: нефтяники дерут цены, стараясь угнаться за курсом доллара.
Единственное, в чем сходятся все без исключения эксперты, - снижения цен на бензин ждать не приходится.
Андрей Владимиров
|