НЕИСПРАВИМЫЙ ИДЕАЛИСТ И РОМАНТИК
Режиссер Николай Лебедев отмечает день рождения. Событие настигло его в Крыму, где Николай снимает свой «Экипаж». Этот фильм был для него этакой несбыточной мечтой из детства.
Настоящий герой – это обычный человек
- Такое ощущение, что вы уже давно поставили перед собой цель снять как можно фильмов о настоящих героях. Ваша «Легенда номер 17», «Волкодав» - это же все о них. Кто же он, герой сегодняшнего дня?
- По-моему разумению, настоящий герой сегодняшнего времени – это обычный человек из тех, кого «лихие девяностые» вытолкнули на обочину жизни. Я переживал происходившее в то время в обществе как настоящую социальную и человеческую катастрофу. Я видел, как достойные, порядочные люди оказывались в положении изгоев. Помню лозунг на одной газетке «Если ты такой умный – то почему не богатый?».
Врачи, учителя, инженеры, люди творческих профессий – очень и очень многие оказались за чертой бедности, они были не нужны «новому строю». А жулики, бандиты и проходимцы становились властителями жизни. Истинные человеческие ценности были девальвированы и растоптаны. Так вот, именно обычные люди, которые выстояли в социальных катаклизмах и смогли сохранить достоинство и порядочность, не скурвились, не поддались на лживые манки, - они мои герои. Настоящие. Без них бы мы просто не выжили. О них мне интересно рассказывать истории.
- Это все в теории. А вот, если на практике, кого, на ваш взгляд, можно сейчас назвать героем?
- Не хочу называть конкретные имена. Но еще раз повторю: герой – это не только тот, кто бросается на амбразуру и выносит из огня ребенка. Для того, чтобы быть героем, необязательно проявлять качества трибуна или лидера, мелькать на экранах, спортивных или политических аренах. Герой – это тот, кто способен в таком неспокойном сегодняшнем мире оставаться достойным человеком. А для такого поступка место есть в любом времени.
- В «Легенде номер 17» вы показали истинный патриотизм, когда люди отдавали свою жизнь за честь страны… Считаете, что любовь к Родине требует от человека жертв?
- Любовь к Родине, по моему разумению, ничего не требует. Любовь – это любовь. Знаете, в чем для меня проявляется настоящий патриотизм? В уважительном отношении к своему дому, к своей улице, к делу, которым занимаешься, к миру вокруг, в понимании того, что ты не пуп земли, что есть вокруг много людей и стран, которые надо уважать.
Несбыточная мечта из детства
- Снимать новый «Экипаж» - поступок героический. Откуда у вас такая решимость? У вас же даже нет режиссерского образования!
- Образование (тем более, режиссерское) – это не «корочка» со строкой «профессия». Мои режиссерские «университеты» были ничуть не менее серьезными и подробными, чем у тех, кто постигал профессию за студенческой партой.
Что же до смелости и решительности, то вы мне льстите - я очень сомневающийся человек, мучающийся. Всегда с большим трудом выбираю материал для работы. «Экипаж» был для меня этакой несбыточной мечтой из детства, и я никогда не решился бы взяться за этот фильм, если бы не мои продюсеры - Леонид Верещагин и Никита Михалков. Это они настояли, чтобы я занялся картиной, а Митта уговорил не отказываться.
- Говорят, что сегодня самая большая проблема отечественного кино – отсутствие хороших сценариев. Согласны?
- Хорошую историю и вправду очень трудно придумать. Так было во все времена. Поэтому я бы не стал ругать наших кинодраматургов: «они играют, как умеют». Другой вопрос, что порой я вижу падение уровня профессии, нежелание учиться, двигаться вперед - вот это уже очень грустно.
И если раньше я с азартом и надеждой брался читать очередной присланный мне сценарий (а присылают и вправду много), то сейчас, бывает, просто заставляю себя прочесть хотя бы первые двадцать страниц, а потом откладываю в сторону: неинтересно, скучно, предсказуемо. Зато, если вдруг в руки попадает что-то интересное, как это было в случае со сценарием Местецкого и Куликова «Легенды номер 17», испытываешь невероятный кайф и сразу хочется приняться за дело!
- Для вас кино – это технологии, эффекты, зрелища или душа, чувства, переживания? Применительно к кинематографу вы, Николай Лебедев, физик или лирик?
- Для меня кино – это захватывающая эмоция, расширяющая наше сознание, питающая фантазию и дающая надежду. Вот и все. Я не физик и не лирик, а идеалист и романтик. Совершенно неисправимый, к сожалению.
Анжелика Заозерская
|