Вера ГЛАГОЛЕВА, актриса и режиссер: ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО И БЛАГОРОДСТВО — ЭТИМИ ПОНЯТИЯМИ СЕГОДНЯ МАЛО КТО НАПОЛНЯЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ
Вера Глаголева сняла новый фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». В главных ролях — Александр Балуев, Анна Астраханцева и знаменитый британский актер Рэйф Файнс (знакомый зрителю по картинам «Английский пациент», «Список Шиндлера», по сериалу о Гарри Потере). Премьера картины состоится уже совсем скоро.
Сейчас отношения зачастую поверхностны
— Вера Витальевна, почему обратились к Тургеневу?
— Вы знаете, не хотелось современности с ее сиюминутностью — хотелось настоящего. В XIX веке к любви относились не так, как сегодня. Сейчас иной ритм и темп жизни, отношения зачастую поверхностны, да и само понятие любви другое. Хотя, конечно, встречаются пары, в которых мужчину и женщину связывают сильные чувства, где они готовы на самопожертвование ради друг друга.
— Тем не менее многое в вашей картине очень созвучно времени. Богатая усадьба с прислугой и гувернерами напоминает жизнь в подмосковной Рублевке или.
— Возможно, быт похож, но личности, правила сосуществования людей и ценности другие. Честь, достоинство и благородство — этими понятиями сегодня мало кто наполняет свою жизнь.
— Экономический кризис сильно сказался на образе жизни рублевских богачей?
— С олигархами особо не общаюсь. Не люблю снобизм — когда человек считает, что он выше других, потому что у него больше денег, и ощущает себя на вершине им же придуманного Олимпа. Именно поэтому я обратилась к Тургеневу, его времени. На Остоженке сохранился дом писателя. По тем временам большой, но в сравнении с нынешними вычурными хоромами он, как булавочная головка. Тургенев — потомственный дворянин, писатель с мировой славой жил гораздо скромнее, чем некоторые наши современники, не отличившиеся особыми талантами, но преуспевшие в накопительстве богатств и демонстративно выставляющие их напоказ.
Страшное время наступило опять
— Признаюсь, ваш фильм «Одна война» меня потряс. Он основан на реальных событиях?
— Да. Как-то в редакцию орловской газеты пришел пожилой мужчина и рассказал историю, из которой и родился сценарий фильма. Он, будучи еще совсем молодым человеком, работал на судне, конвоировавшем баржу, на которой везли на север на поселение около тысячи женщин с детьми, рожденными от фашистов. Баржа утонула в Белом море, и до сих пор так и не выяснили, что стало причиной трагедии. По одной из версий, так избавились от тех, кого считали изменницами родины. А ведь практически все эти несчастные женщины пострадали от насилия.
— Тем более ни в чем не виноваты были их малыши.
— Когда война закончилась, матерей с детьми разлучали: женщин отправляли в лагеря, а малышей — в детские дома. Причем садистским способом ребятишкам меняли фамилии и имена, чтобы мать никогда не нашла своего ребенка, а он — ее. Страшное было время. Государство, вместо того чтобы посочувствовать и защитить пострадавших, наказывало их таким жестоким способом.
— Ваш фильм получил более тридцати международных наград.
— Обидно, что у нас он оказался никому не нужным. В прокате шел без должной рекламы, поэтому видели его немногие. На экране сейчас ведь сплошные развлечения. Многие люди меня благодарили за эту картину.
Но случались и совсем неожиданные реакции. Ветераны войны одной из областей России написали гневное письмо, что меня за фильм «Одна война» нужно лишить всех званий, что все в нем — поклеп и неправда. Увы, зачастую люди просто не хотят знать правду. Но нельзя же делать вид, что этого страшного периода в жизни страны — лагерей, репрессий — не было. Истреблялись ведь миллионы!
К сожалению, свидетелей этих ужасов уже практически нет. А, значит, они уже ничего не расскажут. Мое поколение еще что-то знает от своих родителей, и мы обязаны донести эту правду до наших детей и внуков.
— Фильм невозможно смотреть без слез. Как верили эти женщины, что их простят! Увы, не простили.
— Жестокость, ненависть, неумение прощать — ужасные вещи. И сейчас в обществе всего этого становится все больше и больше. Жить с этим невозможно. Страшное время наступило опять. Выход один — переосмыслить жизнь, понять, для чего мы живем. Ведь уж точно не для того, чтобы истреблять друг друга.
— И дай Бог, чтобы нигде и никогда на Земле больше не повторилось. Хочется, чтобы люди жили счастливо, творили, созидали…
— Время сейчас тяжелое, а мир и человеческая совесть — думаю, сегодня это самое важное.
Ольга Сметанская
|