ВОЕННЫЕ ОТНИМАЮТ У ДЕТЕЙ ШКОЛУ
В середине учебного года Минобороны России выгоняет на улицу школу искусств, действующую в подмосковной Кубинке без малого 30 лет. В скором будущем преподавателям и учащимся - детям военнослужащих - придется музицировать на пороге местной администрации.
Для них 2014 год - время судов
Экая неожиданность. Приезжаешь на электричке в военный городок, входишь в гарнизонный Дом офицеров (ГДО) - здание с обликом и состоянием сельского клуба «времен Очаковских и покоренья Крыма» - и вдруг вспоминаешь, что 2014-й в России назван Годом высокой культуры.
Шагаешь по стертой лестнице под звуки фортепиано, под гитарные аккорды изу¬чаешь нетронутую ремонтом настенную живопись 1980-х. И мысленно помещаешь в эту обстановку Чайковского, Рахманинова, ну и Год культуры, куда же без него. Правда, сотрудники Петелинской детской школы искусств (ДШИ), занимающей в чудо-здании всего пять комнат, быстро возвращают тебя к реальности. Для них 2014 год - время судов.
В школе идут занятия. Преподаватель раскладывает на пюпитре ноты для юной вокалистки - готовятся к концерту для жителей Кубинки «От сердца к сердцу», а мы с заместителем директора Наталией Гришковой сортируем на столе документы из Арбитражного суда Московской области и Минобороны РФ. По объему это роман в письмах, по сути - конфликт между силовым ведомством и школой.
Каждые три месяца гарнизонный Дом офицеров перезаключал с Петелинской ДШИ договор о совместной деятельности, в котором указывалось, что учреждение может занимать в нем классы общей площадью 135 кв. м и должно регулярно вносить плату за электроэнергию, коммунальные и прочие услуги. Само здание находилось на балансе Центрального территориального управления имущественных отношений Мин¬обороны России.
В мае 2012-го, в разгар армейских реформ, ГДО прислал школе письмо с просьбой заключить договор аренды помещений с вышеназванной организацией. Дескать, надо - иначе потеряете кабинеты. Администрация ДШИ подготовила бумаги, передала их в министерство и больше года терпеливо ждала ответа.
К слову, последний договор о совместной деятельности Дом офицеров заключил со школой искусств в апреле 2012 года. Как теперь выясняется, он не имел на это права - в 2010-м в результате реорганизации в Минобороны России сменился собственник объектов недвижимости. Однако ответчиком в Арбитражном суде Московской области в 2013-м стал не Дом офицеров, а Петелинская ДШИ. Центральное территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ обратилось с исковым заявлением о выселении школы из занимаемого нежилого помещения общей площадью 175, 5 кв. м и о взыскании с нее около 2,3 млн рублей.
«Неосновательное обогащение»
«У нас было и осталось четыре класса на третьем этаже здания и один на втором. Новых комнат мы не получали. Тогда почему в документах площадь увеличилась со 135 до 175,5 кв. м? - не понимает заместитель директора ДШИ Наталия Гришкова. - Более того, в последнем уточнении исковых требований в октябре 2014 года сотрудники ведомства заявили, что дети и педагоги незаконно заняли 838 кв. м и задолжали более 8 млн рублей. Что с цифрами? Если раньше Минобороны просто хотело выгнать школу искусств из Кубинки-1, то сегодня обвиняет ее в «неосновательном обогащении».
«Два года преподаватели и родители надоедали чиновникам из Министерства обороны РФ, администрации Одинцовского района и Московской области, - включается в беседу мама учащегося Петелинской ДШИ Ольга Альшевская. - Спрашивали у них: с кем нужно договариваться об аренде, как разрешить конфликт с собственниками? Предупреждали, что 12 педагогов и 108 детей окажутся на улице. Писали президенту России Владимиру Путину. Но ситуация день ото дня хуже. В школе занимаются дочери и сыновья военнослужащих. Сюда ходят ребята из Кубинки-1, Кубинки-8, Прожекторной, из городка 45-го гвардейского полка специального назначения и других населенных пунктов. Альтернативного учреждения поблизости нет».
Муниципалитет, районные и региональные власти предпочитают безучастно наблюдать за судебными баталиями педагогов и армейских юристов. Победит школа - хорошо, проиграет - «плохо, но это же имущественный спор».
Чиновникам в погонах понадобились деньги и здание гарнизонного Дома офицеров, а чиновникам без погон невыгодно ссориться с ведомством Сергея Шойгу. Вот гражданские инстанции и молчат, как музы в крылатом латинском выражении про говорящие пушки.
«Не знаем, кому верить и на что надеяться. Пока школа искусств сражается в одиночку. Сама нашла себе адвоката. Сама ведет переговоры с Общественной палатой РФ. Поражаемся, как преподаватели ухитряются совмещать уроки с судебными «ораториями», - рассказывают родители учащихся. - ДШИ не по своей вине задолжала Мино¬бороны РФ - министерство никак не может привести документацию в порядок. Кто мешал заключить договор с Петелинской школой? Никто. А что сейчас мешает найти для нее новое здание, раз решили освободить под неизвестные цели старое? Минобороны РФ отнимает у детей социальные блага и ничего не предлагает взамен».
Анна Бессарабова
|