ВРАЧЕЙ РОССИЯНАМ ВСЕ ЧАЩЕ ЗАМЕНЯЮТ ЭКСТРАСЕНСЫ И МАГИ
Нравится нам это или нет, но россияне все чаще отказываются от государственных услуг в сфере здравоохранения и вместо поликлиник идут к знахарям, а также занимаются самолечением, собирая травы и штудируя книги Геннадия Малахова. По мнению экспертов, врачей россиянам все чаще заменяют другие социальные институты, и эта тенденция в свете нынешней реорганизации медицины будет только усиливаться.
"Дар" им дан якобы по наследству
Некоторые выводы экспертов, которыми они поделились с прессой на этой неделе, оказались довольно неожиданными. Среди прочего выяснилось, что одним из институтов, замещающих больницы и поликлиники, стали… аптеки. Из интервью с провизорами исследователи заключили, что от четверти до половины посетителей приходят к ним не за конкретным препаратом, а за советом.
Польза от таких «консультаций» нередко сомнительная: аптеки служат основным каналом продаж пищевых добавок. По данным информационно-аналитической компании IMS Health, аптечные продажи БАДов в 2013 году в РФ составили более 37 млрд. рублей. Иногда, впрочем, их назначают и врачи под видом лекарственных средств. «Больше берут люди пожилого возраста, молодые меньше верят всему этому», – заявила сотрудница аптеки из средненаселенного города.
Впрочем, основой «неформальной медицины» остается самолечение, а также всевозможные экстрасенсы, целители и маги. По данным авторов исследования, основную массу целителей в регионах составляют сельские бабушки, знахарки, костоправы, получившие «дар» якобы по наследству. Однако многие из них занялись целительством после прохождения эзотерических курсов еще в 90-х или самостоятельного изучения популярной литературы по народной медицине.
Интересно, что в официальном реестре народных целителей, который ведет краевой Минздрав, числятся лишь пять человек, причем четверо из них постоянно живут и работают в Кировской области. Однако мониторинг рекламных объявлений показал, что, например, в Перми работают не менее 35 экстрасенсов, целителей и магов, а в каждом из обследованных райцентров – от двух до семи. Никто из них не имеет официального разрешения на работу и почти никто – медицинского образования.
Свою лепту в «теневое здравоохранение» вносят торговцы «целебными» средствами и оздоровительными устройствами. Некоторые из них – индивидуальные предприниматели - представители компаний сетевого маркетинга, которые выстроили целую систему «поддержания здоровья» со своими каналами продаж, СМИ, врачами и «духовными учителями».
Государство «как бы не знает»
Такие «бизнесмены»-коробейники работают в основном в небольших городах. Выручка за час торговли у «коммивояжеров» может составлять 20–50 тыс. рублей, в основном за счет постоянных покупателей. За один день «гастролеры» объезжают несколько городов. Каждый обследованный райцентр регулярно навещают от двух до шести торговцев, которые обычно арендуют помещение в местном ДК на час.
Нередко продавцы медикализируют даже самые обычные товары. «На выездной ярмарке мед позиционировался не просто как пищевой продукт, а как «клеточный катализатор», применяемый при онкозаболеваниях, который нужно принимать до завтрака. Это мимикрия под инструкцию к лечебному средству», – отметили эксперты.
Поддерживается мода на печатную продукцию, предлагающую «авторские» оздоровительные учения и методики. Наиболее успешным проектом в этой сфере остаются книги известного популяризатора нетрадиционной медицины и телеведущего Геннадия Малахова – общий тираж его изданий оценивается в 20–30 млн. экземпляров.
Бытует мнение, что альтернативная медицина процветает по преимуществу в сельской глубинке, где качественная официальная медицина недоступна. Но исследователи отмечают, что масштабы рынка и разнообразие товаров и услуг, замещающих визит к врачу, куда шире в городах, а спрос на альтернативную медицину напрямую не связан с качеством официального здравоохранения.
Эксперты подчеркивают, что деятельность по замещению услуг официальной медицины относится преимущественно к сфере теневой экономики: государство о ней «как бы не знает». Распространители оздоровительных товаров и услуг не стремятся узаконить свою деятельность, уклоняются от уплаты налогов. «На услуги «гастролеров» есть постоянный спрос, прибыль высока, а ответственность – минимальна», – отмечают исследователи. Все это приводит к тому, что достоверно оценить число людей и объемы денег, вовлеченных в эту сферу, практически невозможно.
Развитию неформального здравоохранения в немалой степени способствует то, что в официальной медицине разрастается платный сегмент, отмечает председатель экспертного совета фонда «Хамовники», ординарный профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский. В пользу неформальной медицины сработала и «каша, связанная с преобразованием системы здравоохранения»: «Люди пытаются найти выход, получить какой-то доступ к ресурсам, которые бы помогли им поддерживать здоровье».
Рост неформального сегмента здравоохранения продолжится, прогнозируют эксперты: одна из его предпосылок – сокращение врачей в ходе реформы здравоохранения.
Алина Алексеева
|